Задача школы состоит в том, чтобы пробудить
умственные способности к самостоятельности
и развивать желание самостоятельно,
без учителя, приобретать новые знания.
К. Ушинский
Целью современного образования является развитие личности и выявление творческих возможностей ребенка, обладающего всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. В связи с этим актуальной становится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.
Активные методы обучения — это технологии, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Применение активных методов обучения позволяет решить коммуникативные задачи учащихся, учит их не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию.
При развитии навыка говорения дают положительный результат следующие методы активных работ:
- составление предложений или рассказов по ключевым словам, по плану, по иллюстративным материалам;
- устное рисование портрета героя или определённой местности;
- различные виды пересказов: по картине, пересказ эпизода произведения от лица героя; презентация произведений или биографий писателей и поэтов;
- самостоятельное создание сценария воспитательных работ;
- деловые, дидактические или учебные игры
- проблемно - задачный подход, использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные) и.т.д.
Составление модуля художественных произведений также помогает совершенствовать разговорную речь учащихся. Ниже приведён пример.
Модуль текста рассказа «Хамелеон»
О чём? | Зачем? Во имя чего? (Основная мысль, решение проблемы) | Как ? (тип и стиль текста) | Какие микротемы? |
Об укушенном пальце Хрюкина и черте характера Очумелова | Автор осуждает лицемерие, угодничество и низкопоклонство перед знатными и сильными людьми | Повествование с элементами описания. Художественный стиль | 1. Базарная площадь. Очумелов и городовой. 2. Окровавленный палец Хрюкина. 3. Решение Очумелова в пользу Хрюкина. 4. Быстрые переходы Очумелова от одного решения к другому. 5. Трусливое подхалимство |
Применение этого приёма способствует развитию умения самостоятельно проводить анализ изученных текстов, выявлять решение выдвинутой проблемы, связывая с реальностью, определять идею и смысловые части произведений.
В стратегии «Стоп - кадр» ученики по иллюстрациям определяют и разыгывают фрагмент художестенного произведения и дают им название, расставляя иллюстрации в последовательности событии. Использование иллюстративных материалов на уроке создает обстановку психологического комфорта и приводит к прочному, быстрому усвоению материала, повышает познавательную активность учащихся, развивает мышление и речь.
Одной из форм метода активного обучения является метод «Папка с входящими документами», которая учит учащихся сортировать какие – либо понятия по определённым параметрам и там, где это необходимо, предпринимать необходимые действия. Например, на уроке литературы в 11 классе предоставила учащимся папку, где были написаны все литературные произведения за учебный год и предложила распределить их по тематике, по жанру и определить отличительные черты. Указанный метод стимулирует познавательную деятельность ученика и вовлекает каждого в мыслительную активность.
В развитии коммуникативных навыков у учащихся огромную роль играют навыки чтения. Для развития этого вида речевой деятельности эффективно применять на уроках следующие стратегии чтения:
- чтение с последующим анализом композиции произведения и сравнительного анализ художественных текстов на одну тему;
- ролевые игры и речевые импровизации (чтение эпизода произведения от лица героя, от 1-го, 2-го, 3-го лица);
- чтение грамматических правил или художественных произведений с последующим составлением вопросов к ним;
- организация интервью с писателем или героем произведения;
- инсценирование отрывков литературных произведений, восстановление беспорядочных абзацев; удаление предложений, которые не относятся к данному тексту и.т.д.
В своей практике часто применяю стратегию «Использование фильмов при обучении письму», где выполняются такие задания:
1. В воспроизведённых звуках отгадать фрагмент фильма (сказки, мультфильма и.т.д.), основанного на изучаемых произведениях, и нарисовать по ним (по звукам) воображаемый рисунок.
2. Понаблюдать и записывать эмоции героя за продемонстрированный фрагмент.
3. Рассказать фрагмент фильма глазами предметов, окружающих героев.
4. Придумать свой вариант продолжения или конца произведений.
Стратегия «Гора историй» помогает проанализировать и обобщить знания учащихся при изучении объёмных произведений. В первую строчку импровизированной горы учащиеся записывают вступление, где представляются герои и описывается обстановка. В вторую строчку записывается развитие, то есть как начинается история. В третью строчку записывается кульминация (конфликт) рассказа, в четвёртую – развязка, то есть излагается решение проблемы.
Систематическое применение стратегии «Письмо на свободную тему», где учащиеся записывают свои мысли, предложения или слова, позволяет определить словарное богатство учащихся и развивает навыки письменной речи.
Подводя итоги вышесказанному, остановимся на главных выводах: активные методы обучения способствуют гармоничному развитию всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации, преодолению страха публичного выступления. Учение только тогда станет для детей радостным и полезным, когда они самостоятельно будут приобретать новые знания и будут учиться проектировать, конструировать и исследовать.
Список литературы
1. Руководство для учителя (третий базовый уровень ). Назарбаевская интеллектуальная школа. 2015 год.
2. Руководство для учителя «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования РК. Назарбаевская интеллектуальная школа. 2015 год.
3. Республиканский научно – методический журнал «Русский язык в казахстанской школе». ТОО «Educatjon Hress»
4. Пособие для учителя «Русский язык». Издательство «Просвещение». Авторы: Н. Бабайцева и А. Чеснокова.
5. Методическое рекомендательное письмо. Национальная образовательная академия имени Ы. Алтынсарина