Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1541

Активные методы обучения как способ решения коммуникативных задач учащихся

                                                                                                                          Задача школы состоит в том, чтобы пробудить                                                                                                  

                                                                                                                            умственные способности к самостоятельности                   

                                                 и развивать желание  самостоятельно,

                                                      без учителя, приобретать новые знания.

К. Ушинский

 

Целью современного образования является развитие личности и выявление творческих возможностей ребенка, обладающего всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи. В связи с этим актуальной становится применение современных образовательных технологий. Традиционные способы преподавания на наших глазах постепенно уходят в прошлое. На первое место выходят активные методы обучения, которые предоставляют обучающимся возможность самим активно участвовать в учебном процессе.

Активные методы обучения — это технологии, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Применение активных методов обучения позволяет решить коммуникативные задачи учащихся, учит их не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию.

При развитии навыка говорения дают положительный результат следующие методы активных работ:

- составление предложений или рассказов  по ключевым словам, по плану, по иллюстративным материалам;

- устное рисование портрета героя или определённой местности;

- различные виды пересказов: по картине, пересказ эпизода произведения от лица героя; презентация произведений или биографий писателей и поэтов;

- самостоятельное создание сценария воспитательных работ;

- деловые, дидактические или учебные игры 

- проблемно - задачный подход, использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные) и.т.д.

Составление модуля художественных произведений также помогает совершенствовать разговорную речь учащихся. Ниже приведён пример.

Модуль текста рассказа «Хамелеон»

 

О чём?

Зачем? Во имя чего?

(Основная мысль, решение проблемы)

Как ? 

(тип и стиль текста)

Какие микротемы?

Об укушенном пальце Хрюкина и     черте характера Очумелова

Автор осуждает лицемерие, угодничество и низкопоклонство перед знатными и сильными людьми

Повествование с элементами описания. Художественный стиль

1. Базарная площадь. Очумелов и городовой.

2. Окровавленный палец Хрюкина.

3. Решение Очумелова в пользу Хрюкина.

4. Быстрые переходы Очумелова от одного решения к другому.

5. Трусливое подхалимство

 

            Применение этого приёма способствует развитию умения самостоятельно проводить анализ изученных текстов, выявлять решение выдвинутой проблемы, связывая с реальностью, определять идею и смысловые части   произведений.

В стратегии «Стоп - кадр» ученики по иллюстрациям определяют и разыгывают фрагмент художестенного произведения и дают им название,  расставляя иллюстрации в последовательности событии. Использование иллюстративных материалов на уроке создает обстановку психологического комфорта и приводит к прочному, быстрому усвоению материала, повышает познавательную активность учащихся, развивает мышление и речь.

Одной из форм метода активного обучения является метод «Папка с входящими документами», которая учит учащихся сортировать какие – либо понятия по определённым параметрам и там, где это необходимо, предпринимать необходимые действия. Например, на уроке литературы в 11 классе предоставила учащимся папку, где были написаны все литературные произведения за учебный год и предложила распределить их по тематике, по жанру и определить отличительные черты. Указанный метод стимулирует   познавательную деятельность ученика и вовлекает каждого в мыслительную активность.

             В развитии коммуникативных навыков у учащихся  огромную роль играют навыки чтения. Для развития этого вида речевой деятельности эффективно применять на уроках следующие стратегии чтения:

- чтение с последующим анализом композиции произведения и сравнительного анализ художественных текстов на одну тему;

- ролевые игры и речевые импровизации (чтение эпизода произведения от лица героя, от 1-го, 2-го, 3-го лица);

- чтение грамматических правил или художественных произведений с последующим составлением вопросов к ним;

-  организация интервью с писателем или  героем произведения;

- инсценирование отрывков литературных произведений, восстановление беспорядочных абзацев; удаление предложений, которые не относятся к данному тексту и.т.д.            

В своей практике часто применяю стратегию «Использование фильмов при обучении письму», где выполняются такие задания:

1. В воспроизведённых звуках отгадать фрагмент фильма (сказки, мультфильма и.т.д.), основанного на изучаемых произведениях, и нарисовать по ним (по звукам) воображаемый рисунок.

2. Понаблюдать и записывать эмоции героя за продемонстрированный фрагмент.

3. Рассказать фрагмент фильма глазами предметов, окружающих героев.

4. Придумать свой вариант продолжения или конца произведений.

Стратегия «Гора историй» помогает проанализировать и обобщить знания учащихся при изучении объёмных произведений. В первую строчку импровизированной горы учащиеся записывают вступление, где представляются герои и описывается обстановка. В вторую строчку записывается развитие, то есть как начинается история. В третью строчку записывается кульминация (конфликт) рассказа, в четвёртую – развязка, то есть излагается решение проблемы.

                  Систематическое применение стратегии «Письмо на свободную тему», где учащиеся записывают свои мысли, предложения или слова, позволяет определить словарное богатство учащихся и развивает навыки письменной речи.

Подводя итоги вышесказанному, остановимся на главных выводах: активные методы обучения способствуют гармоничному развитию всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации, преодолению страха публичного выступления. Учение только тогда станет для детей радостным и полезным, когда они самостоятельно будут приобретать новые знания и будут учиться проектировать, конструировать и исследовать.                                                                                                                                                          

Список литературы

1. Руководство для учителя (третий базовый уровень ). Назарбаевская интеллектуальная школа. 2015 год.

2. Руководство для учителя «Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования РК. Назарбаевская интеллектуальная школа. 2015 год.

3. Республиканский научно – методический журнал «Русский язык в казахстанской школе».  ТОО «Educatjon Hress»

4. Пособие для учителя «Русский язык». Издательство «Просвещение». Авторы: Н. Бабайцева и  А. Чеснокова.

5. Методическое рекомендательное письмо.  Национальная образовательная академия имени Ы. Алтынсарина

 

 

 

286 0
Арайлым Амиргалиева, Учитель русского языка и литературы НИШ ХБН г.Атырау. Ұлы дала ұстазы № 002083
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: