Преподавание общепрофессиональных и специальных дисциплин в колледже - объективная необходимость, продиктованная главной целью обучения - подготовкой высококвалифицированных кадров. Полученные знания помогают студентам осуществлять клинический контроль функциональных систем организма, овладеть средствами и методами формирования здорового образа и стиля жизни на основе интересов и потребностей, правильно использовать в учебно - практическом процессе гигиенические факторы с целью оздоровления и физического совершенствования.
Происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества изменения придают процессу модернизации медицинской школы актуальность. Медицинское образование сегодня требует развития самостоятельности студентов, которая формируется, прежде всего, в их исследовательской и поисковой работе.
Применение передовых технологий в учебную и научную деятельность определяет уровень подготовки специалистов в современных условиях. Выделяем основные этапы «классического» практического занятия:
I этап - предусматривает самостоятельную домашнюю подготовку к занятию. Используя методические рекомендации, студент должен ознакомиться с темой, целью и методикой выполнения роботы, а также в достаточном объеме овладеть теоретическим материалом по теме работы.
II этап - допуск к занятиям, во время которого студент должен уметь четко формулировать цели и задачи;
III этап - защита теоретических положений, терминов в беседе с преподавателем является подтверждением понимания темы, демонстрация практических навыков.
На данный момент разработаны различные методики проведения практических работ, на которых используются виртуальные лаборатории. Ученые стремятся создать образовательную технологию, которая в отличие от традиционного способа проведения занятия позволила бы исключить формализм в исполнении работ, способствовала более полному пониманию теоретического материала и помогала развить творческий потенциал студентов.
Одной из них является использование на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам возможностей современных информационных технологий. Ряд публикаций свидетельствуют о том, что использование компьютерных технологий делает учебный процесс более динамичным, гибким и компактным. К тому же, в положительную сторону играет незаурядная заинтересованность и приверженность современных студентов к компьютерам и всего, что с ними связано.
Многими авторами отмечалось, что занятия, проводимые с использованием обучающих компьютерных программ или компьютерного моделирования и даже обычных презентаций, вызывают значительно больший интерес и отклик у студентов, чем традиционные лекции, семинары и практические работы. Что по оценкам экспертов, позволяют повысить эффективность изучения дисциплин общепрофессионального цикла на 30% .
К наиболее распространенным программным продуктам, используемым для создания виртуальных лабораторных комплексов, принадлежит среда графического программирования, предназначенная для систем сбора и обработки данных, управления и контроля.
Поэтому, в ходе анализа работ было установлено, что при реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в колледжах широко используются виртуальные лаборатории.
В виртуальной работе можно увидеть имитацию «живого» биологического процесса, что позволяет средствами технологии виртуальной реальности изучать процессы в организме.
Следует отметить, что практические работы, которые выполняют студенты, обязательно предусматривают творческие задачи, для реализации которых они должны хорошо владеть теоретическим материалом из предыдущих курсов и навыками постановки экспериментов.
Применение в учебном процессе виртуальных работ позволяет обеспечить:
- индивидуальное обучение без перерывов;
- возможность параллельного использования на лекционных, практических и лабораторных занятиях;
С одной стороны использование виртуальных лабораторных работ в учебном процессе колледжа позволяет, получить и продемонстрировать навыки, изучить технику проведения экспериментов, ознакомиться подробно с компьютерной моделью современного оборудования.
С другой стороны, есть возможность организовать взаимодействие виртуального лабораторного комплекса с реально системой организма для сбора экспериментальных данных.
Хотелось бы рассмотреть на примере: виртуального анатомического стола Пирогова - интерактивного обучающего программного продукта - который является одним из родоначальников нового поколения учебного оборудования, позволяющий четко выстраивать логику обучения студентов и преподавателей по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Этот программный продукт как цифровой учитель последовательно представляет будущим специалистам в рамках полного цикла обучения от визуального знакомства с анатомическим материалом и получения текстовой информации до проверки качества полученных знаний и автоматической обработки результатов
Интерактивный анатомический стол «Пирогов» является симуляционной системой визуализации анатомии тела человека, включающий в себя интерактивный сенсорный стол «Пирогов» с установленным программным обеспечением «Анатомический атлас» и лицензии для установки «Анатомического атласа» на персональные компьютеры.
Изучение анатомических дисциплин и работа студентов может быть организована преподавателем как непосредственно с использованием сенсорного стола, так и в отдельном компьютерном кабинете колледжа с установленными программными лицензиями «Анатомический атлас «Пирогов»». Использование обучающего комплекса позволяет сочетать индивидуальные и групповые формы учебного процесса, соотносить учебный материал с будущей профессиональной деятельностью, моделировать анатомические сцены.
На данный момент уникальный аппаратно-программный комплекс включает:
- технологии 3D-моделирования анатомических объектов;
- сенсорное управление 3D-анатомией и мультимедийная передача учебной информации.
- реалистичное воспроизведение действий анатома, оперативного хирурга и паталогоанатома.
- диссекцию виртуальных анатомических слоев и объектов с целью изучения анатомического строения человеческого тела, здоровых и патологических состояний органов;
- проведение дифференциальной диагностики части объектов в целях точной постановки диагноза;
- микроскопирование анатомических объектов, с целью изучения гистологической структуры.
Программа поддерживает четыре режима «Просмотр», «Сравнение», «Диагностика», «Проверка знаний».
Режим «Просмотр» позволяет в интерактивном ключе работать с 3D моделями человеческого тела. Это дает возможность просматривать модели с любого ракурса, приближать или удалять их, скрывать или возвращать на сцену, делать модели полупрозрачными. Для исследования доступны более 12 систем и подсистем человеческого тела, которые включают рельефную и ориентирную анатомию. Отображаются как системы целиком, так и их отдельные элементы. Анатомические объекты снабжены дополнительной информацией – названием на выбранном языке интерфейса и на латыни.
Режим «Сравнение» разработан специально для удобного сравнения различных анатомических объектов между собой. Режим предоставляет две независимые рабочие среды, в каждую из которых можно поместить объект для сравнения. Сравнивать можно парные органы (например, левое и правое легкое), один и тот же орган в нормальном и патологическом состоянии (например, здоровую печень и печень, пораженную циррозом), различные патологические состояния одного и того же органа (программа содержит более 100 патологических состояний), а также любые органы между собой
Режим «Диагностика» позволяет получить представление об основных методах функциональной диагностики.
Для работы в режиме «Проверка» предусмотрены две основные роли пользователей: Преподаватель и Студент. Преподаватели имеют возможность самостоятельно создавать тесты для Студентов по своим курсам лекций, используя при этом различные типы вопросов: один к одному, один ко многим, единичный и множественный выбор, вопросы с привязкой к 3D модели и т.д.
Сформированные тесты назначаются определенным группам Студентов. Прохождение тестов возможно в обучающем или контролирующем режимах
ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО СТОЛА
- Нормальная анатомия, нормальная физиология
- Топографическая анатомия и оперативная хирургия
- Основа клинической анатомии
- Паталогическая анатомия
- Терапия в рамках кафедры внутренних болезней
- Мануальные навыки с основами клинической анатомии
В ходе выполнения виртуального практикума есть возможность реализации интерактивных методов обучения, например работа в малых группах. Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). В результате студенты должны овладеть, например: строением и топографией органов и систем; способами планирования и проведения мероприятий по профилактике несчастных случаев на занятиях, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Глубокое изучение основных закономерностей деятельности организма человека дает возможность применить их в практической деятельности при организации учебного процесса. Особенность виртуальных работ в том, что в процессе их выполнения сочетаются разные каналы восприятия: слух, зрение, кинестетика, чем и достигается наибольшая эффективность. Кроме того, результаты работы формируются в электронном виде и прикрепляются в систему. Преподаватель проверяет и выставляет баллы за выполненную работу. Это дает преподавателю возможность контролировать работу более детально, а студентам – оперативно выполнять ее.
Выводы
Изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин занимает одно из центральных мест при подготовке студентов – будущих медицинских работников. Изучение физиологии, анатомии, патологии и др. позволяет им овладеть новыми знаниями о функциональных изменениях в организме под влиянием нервной, мышечной деятельности, освоить современные методы физиологического исследования, приобрести навыки экспериментальной работы.
Таким образом, виртуальные лаборатории являются альтернативой способствующие формированию теоретического мышления студентов и закладывают основы научно-исследовательских компетенций будущим медицинским работникам.
Список литературы
- Грицик В.А. Виртуальный лабораторный комплекс на базе программных эмуляторов в профессиональной подготовке специалистов в области информационной безопасности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.09. – Ставрополь, 2005. – 139 с.
- Евсикова Н.Ю., Камалова Н.С. Роль физического практикума в техническом ВУЗе // Совещание заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России: тез. докл. конф., Москва, 26-28 июня 2006 г. – М.: АВИАИЗДАТ, 2006. – 320 с.
- Кириллова Н. М. Использование компьютера на уроках физики при выполнении лабораторных работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II-0-39.html.
- Троицкий Д.И. Виртуальные лабораторные работы в инженерном образовании [Электронный ресурс] // Интерактивные электронные технические руководства. – 2008. – № 2. – С. 69 – 73. – Режим доступа к журн.: http://www.qualityjournal.ru/data/article/375/files/Binder13.pdf.
- Путков К.А., Курбанбаева Д.Ф., Шматко А.Д. К вопросу о совершенствовании преподавания фундаментальных дисциплин в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал Нова Инфо. – 2016. - №51. URL: http://novainfo.ru/article/7786
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Жиркова О.Н. НИТ на уроках физики в СамЛИТе. – Компьютерная страна, 2001. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/graph/samlit/fi les/zhirkova/index.htm.
- Бутырин П. А., Васьковская Т. А., Каратаева В. В., Материкин С. В. Автоматизация физических исследований и эксперимента: компьютерные измерения и виртуальные приборы на основе LabVIEW 7. – М.: ДМК Пресс, 2005. – 264 с.
- Грибанова О.В., Сиротина.А.М. Роль дисциплины «Физиология физической культуры и спорта» в формировании профессиональной компетентности учителя физической культуры
- Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека. М. Академия 2007.
- Седокова, М. Л. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для вузов/М. Л. Седокова, Л. Ф. Казионова, Т. А. Томова; под ред. С. В. Низкодубовой; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Изд. 2-е перераб., доп.-Томск: Издательство ТГПУ, 2009. – 331 с.
- Главный редактор: Майоров Е.В
Адрес электронной почты Редакции: articles@novainfo.ru
Телефон Редакции: +7 (951) 743-6110
Настоящий ресурс содержит материалы 16+