Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1535

Стили лидерства в работе руководителя сестринских служб

"Лучший лидер тот, о существовании которого 

люди почти не знают. 

Когда работа сделана, 

они говорят: мы сделали это сами".  

~ ЛаоЦзы

 Лидер в организации – это человек, обладающий способностью вести за собой людей без использования административных (силовых) рычагов власти. Он умеет превращать их в своих сторонников и соучастников своих начинании. За ним идут, ему подчиняются, с ним люди готовы делить трудности какой-либо деятельности не по принуждению, а по доброй воле. И вследствие этого работники могут включаться в коллективную интелектуальную работу по решению управленческих проблем с максимальным использованием своих интеллектуально-психологических потенциалов. Люди не подвергаются со стороны лидера оскорбляющим их достоинство силовым воздействиям. По своей природе лидер просто на это не способен. С этой точки зрения, он – катализатор индивидуальных интелектуально-психологических возможностей работников.

Руководитель имеет право выбрать систему принципов, дополнить ее или разработать авторскую. Однако, надо уметь оперировать принципами. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решимости и чувства меры.

Важно заметить, что эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации какой-либо управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом. Эффективность управленческого процесса, настроение людей в организации и отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя (менеджера).

Актуальность данного исследования заключается, что руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать  действиям для достижения поставленных целей. Новый тип руководителя требует умение сочетать в себе многие качества, уметь принимать стили лидерства в различных ситуациях. 

       Цель исследования в изучении стилей лидерства в работе руководителя сестринских служб, практического здравоохранения.

      Лидер (на англ.leader  ведущий, первый, идущий впереди) – лицо (субъект) в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Лидерство – В широком смысле этого слова (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди.

Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к действиям для достижения поставленных целей.  Способность принимать решения за целую группу людей и умение убедить их в правильности этого выбора.  

Сизова Л.А. отметила, что важным индикатором успешности реализации управленческих функций является индивидуальный стиль менеджера. Он определяется как индивидуальными особенностями субъекта (характером, темпераментом, коммуникативными и организаторскими способностями, эмоциональными интелектами и др.), так и профессионально-организационной средой, миссией организации.

Пересечение этих сложных параметров образует разнообразные стили лидерства, под которым будем понимать «совокупность приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания воздействие на зависящих от него или находящихся в его подчинении людей» [1, с 19]

      Каждый руководитель имеет свои личные особенности, которое проявляются в процессе руководства. В соответствии с самой распространенной в управленческой деятельности классификацией выделяют следующие стили управления: авторитарный стиль лидерства, демократичный стиль лидерства и либеральный стиль лидерства.

Авторитарный стиль лидерства – вся власть сосредаточен в руках руководителя, который требует дисциплины и идеального порядка, берет на себя всю ответственность за принятие решений, а с рядовыми сотрудниками держится отчужденно. Для него важен результат любой ценой.

Недостаток этого стиля: Сотрудники не ощущают поддержки и понемают, что к их мнению не прислушиваются.

Достоинство этого стиля: Стиль эффективен в чрезвычайной ситуации, когда необходимы быстрые и четкие распоряжения.

Демократичный стиль лидерства – строится на коллегиальном решении проблем. Руководитель предпочитает активное участие коллектива в принятии решений, заботится о развитии личной и деловой инициативы подчиненных, контактен, терпелив, тактичен, оптимистичен.

Недостаток этого стиля: процесс принятия решения требует большего времени.

Достоинство этого стиля: Развивает в коллективе дух сотрудничества, творческий подход к делу. Стиль может использоваться при решении проблем, не требующих срочности.

Либеральный стиль лидерства – лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практический не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Неприемлим для руководства в учреждениях здравоохранения!

Руководители сестринских служб должны стремиться к лидерству в своих организациях и влиять на других таким образом, чтобы они эффективно работали на достижение целей эффективной сестринской помощи пациентам, при этом подчиненные должны твердо знать, что их усилия будут известны руководителю и он их должным образом оценит.

Следовательно, каждый руководитель должен выбрать тот стиль, которым он будет управлять весь сестринский персонал. [2, с 5]

Лидеру сестринского звена необходимо строить свои взаимоотношения на «трех китах»: ведении, доверии и гибкости. Настоящими характеристиками владеют руководители достаточно подготовленные в теоретических и практических вопросах по психологии управления. [3, с 9-10]

На вопрос как стать лидером Ежогурова Н.П. подчеркнула несколько качеств:

Во-первых, необходимо уметь в любых ситуациях сохранять спокойствие. Ни что не должно выбивать вас из колеи, мешая тем самым в принятии правильного разумного решения. Для этого необходимо стараться соответствующих людей, и исключая тех, общение с кем у вас постоянно оставляет у вас на душе неприятный осадок.

Во-вторых, проявляйте твердость во всем. Умейте отказывать, несмотря ни на какие уговоры и уловки, как кому-то, так и самому себе. Будьте непоколебимы, приняв решение и отстаивая его.

В-третьих, важным качеством лидера является способность принимать решения. Обозначив для себя какую-то цель, четко осознавайте, чего хотите добиться. Проявляйте инициативу, генерируйте различные идеи, стройте планы их реализации. При этом реально оценивайте возможности каждой из своих идей, отбрасывайте все ненужное.

В-четвертых, не забывайте, что поставленная вами перед собой цель должна быть достижима. Не ставьте перед собой нереальных задач, так как они только заберут ваше время и, уж никак, не будут способствовать поднятию авторитета в коллективе.

В-пятых, не отрицайте своих ошибок, перекладывая ответственность за них на кого-то другого. Ведь настоящий лидер несет ответственность не только за себя, но и за коллектив. Но не стоит забывать, что попустительство в коллективе тоже недопустимо, так как ведет к безответственности и уменьшает ваше значение в глазах этого коллектива.

В-шестых, развивайте в себе способности организатора. Ведь правильно организованная работа ведет к сплочению коллектива, и наоборот бездумное руководство может быть причиной многочисленных разногласий между его членами.

Работа всего сестринского персонала зависит от личных качеств руководителя сестринской службы. И качество работы тем выше, чем лучше руководитель может организовать работу в коллективе, а это под силу только настоящему лидеру. А у настоящего лидера должны быть хоть малая часть вышеперечисленных качеств. Настоящие знания и умение приходит со временем, но только в том случае, если Вы для этого прикладываете максимум усилий.

Стать лидером не просто, но это под силу каждому! [4,с 47-49] 

Нами было проведено исследования на тему: «Стиль лидерства в работе руководителей сестринских служб» в Национальном научном центре хирургии им. А.Н. Сызганова, по адресу: г. Алматы, ул. Желтоксан  № 62.

     Наша научно-практическое исследование показало, что стиль лидерства в работе руководителя сестринской службы у каждого индивидуален.

    Из нашего исследования можно увидеть, что большинство из руководителей (63,3%), если что-то не знают, то они не боятся этого показать и обратиться за помощью к другим сотрудникам, но есть такие руководители (36,6%), которые привыкли сами решать все вопросы, даже с такими вопросами, о которых мало знакомы.

89,9% опрошенных считают, что их руководитель применяют в своей

 деятельности демократичный стиль лидерства.

Авторитарный стиль лидерства применяют 9,2% руководители сестринских служб.

     По мнению респондентов, руководители сестринских служб практический не опираются на либеральный стиль лидерства [1,2%].

По мнению респондентов, всех руководителей можно разделить на три группы:

- 73,3% требовательны и справедливы;

-   16,6% требовательны и строги;

- 10% лояльно относятся к работе;

Большинство медицинских сестер (63,3%) отметили, что руководители в управлении подчиненными используют авторитарный стиль лидерства.

В заключение хочется сказать, что полученные в процессе исследования данные показали,  в данное время широко используется два стиля лидерства – демократичный и авторитарный стиль лидерства, конечно, следует отметить, что каждый лидер вносил свои изменения в использовании его в управлении руководства сестринских служб. В процессе исследования нами были изучены те качество, которые должны быть у руководителя сестринских служб. По мнению медицинских работников, руководитель должен быть: добрым, справедливым, пунктуальным, требовательным и трудолюбивым – эти качество самые важные в роли работы руководителя сестринских служб. Лидер группы, то есть руководители, полностью знают свои права и права подчиненных, и поэтому они используют индивидуальные стили лидерства в управлении сестринским персоналом. И интересный факт, что подчиненные и руководители совместно решают все проблемы сестринской службы, но несмотря на это, все ответственности несет руководитель сестринских служб. Самое главное из данного исследования мы пришли к выводу, что наши руководители в сфере медицины используют на 89,6% демократичный стиль лидерства, 9,2% авторитарный стиль лидерства и всего 1,2% либеральный стиль лидерства. Эти данные мы высчитали из ответов респондентов, так как нашим объектом исследования были медицинские сестры «Национального научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова», эти данные принадлежит руководителям Национального научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова. И самое главное руководители сестринских служб, Научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова, очень строги к своим подчиненным в отношении работы, а это в свою очередь показывает строгую дисциплину в территории Научного центра хирургии им. А.Н. Сызганова.

    

 Список использованной литературы:

  1. Сизова Л.А. – « Взаймосвязь лидерских стилей в ЛПУ» с, 19// ж. вестник Адыгейского Государственного университета серия 3, выпуск № 4. 2012г.
  2. Карасаева Л.А. – «Работы медицинских сестер – руководителей здравоохранения» с, 5// ж. Главная медицинская сестра 2000г. №0
  3. «Проффесиональная модель менеджера сестринского дела» с, 143// Учебник по сестринскому делу. I том./ Самара, - 1997г.
  4. Ежогурова Н.П. – «Опыт работы главного специалиста по сестринскому делу» с, 47-49// ж. главная медицинская сестра, 2003г. №8 
480 0
Әлия Ткенбаева, ШЖҚ « Талдықорған жоғары медициналық колледжі»МКК-нің Арнайы пән оқытушысы Ұлы Дала Ұстазы № 001941
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: