Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1511

Модели построения учебного процесса в школе

  Образовательные технологии - это инновационные модели построения учебного процесса в школе, где на первый план выдвигается деятельность учителя и ученика, как взаимосвязанное звено, нацеленное на решение учебной задачи в школе. Применение педагогических технологий в обучении - это способ постановки

 педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных навыков и умений

Предметно – ориентированные технологии в образовании – это технологии, которые обеспечивают высокий уровень знаний, умений, навыков по предмету.

Предметно – ориентированные технологии обучения :

1.Технология дифференцированного обучения. Дифференциация осуществляется , где школьникам предлагается одинаковый объем материала, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его  пониманию и  усвоению.

2. Технология концентрированного обучения – это особая технология организации учебного процесса в школе, при котором все внимание педагога и ученика сосредотачивается на более углубленном изучении предмета за счет объединения уроков в определенные блоки. Педагогу при дифференциации учеников необходимо опираться на следующие признаки:

а) Уровень развития и обученности ученика , учитывая отдельные особенности психологического развития ребенка (мышление , зрительную и слуховую память, познавательную деятельность).

 

б)Индивидуальные особенности ребенка ( интересы , склонность к естественным или гуманитарным наукам) .

в) Заинтересованность то есть неспособность ребенка усваивать предмет по тем или иным причинам.

г)Заинтересованность ребенка к тому или иному предмету.
 Оценивая ученика по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе. При этом, необходимо учитывать и   то, что ученик может и должен передвигаться из одной группы в другую, поэтому рекомендуется  преподавателям проводить диагностическую работу примерно раз в полугодие.
 Дидактический материал может быть использован учителем для организации деятельности учеников на целый урок или на 15–20 минут .

 

 

Дифференцированный подход  к ученикам позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности детей. Работа с сильными учениками идет  не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия творческих заданий. 

Ученики,   которые испытывают  затруднения в обучении, должны получать посильные задания ,   не испытывая стресса, они должны достигнуть базового уровня обученности.
 Технология концентрированного обучения
 Целью концентрированного обучения состоит в том , что повышении качества обучения и воспитания учеников  идет через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия.

Материалы по русскому языку предшествует изучению литературы и направлено на то, чтобы вызвать   глубокий интерес к текстам и авторам произведений , с которыми учащиеся знакомятся на уроках  по литературе.

 Для того чтобы вызвать интерес и желание читать ту или иную книгу, читаются интересные эпизоды, используются 

рассказы о жизни и деятельности писателя или поэта. Индивидуальные карточки с заданиями   составляются на основе литературных произведений, причем и здесь соблюдается принцип ритмичности. 

Педагогом должны быть выделены основные средства достижения поставленных целей и задач при использовании концентрированного обучения.
 1. Материал  должен изучаться крупными блоками.
 2. Использование вариативного повтора.
 3. Составлении опор , где используются   рисунки, символы, сдвоенная, строенная запись, особую роль играют цвет и шрифт текста.
 4. При объяснении нового материала обязательно проговаривание в парах: ученики и слушают внимательнее, потому что им нужно будет это повторить, и имеют возможность обратить внимание на то, что могло быть ими пропущено во время объяснения учителем.
 5. Особое внимание по усвоению  нового материала способствует взаимообучение, потому что дети усваивают 90% от того, чему учат сами.
 6. Дидактические игры дают возможность школьникам не только успешнее усваивать материал, но и отдохнуть психологически.
 7. Немаловажную роль в овладении грамотным -это   словарная работа.

Вузовские технологии обучения в школе
 Сегодня в преподавании русского языка и литературы в школе  особое место начали занимать технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты .
  «Школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу».
 Классическая школьная лекция на занятиях  имеет четкую структуру, например такую:
 I. Актуализация темы, определение задания.
 II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).
 III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.
 IV. Обсуждение выполнения заданий.
 V. Подведение итогов.
 VI. Рекомендация дополнительной литературы.
 На уроках в школе последние годы используется учителями не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.
  Педагоги  , используя вузовскую лекционную технологию обучения в старших классах, совмещают на своих уроках чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.
 Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала по теме , развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с нужной литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.
 Семинарское занятие  в школе обычно состоит:
 1) из вступительного слова учителя;
 2) сообщений учащихся;
 3) обсуждения сообщений;
 4) подведения итогов семинара.
 Виды семинаров:
 Семинар– развернутое собеседование.
 Семинар-диспут.
 Семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся.
 Семинар-обсуждение докладов и рефератов.
 Семинар – развернутое собеседование. Все ученики готовятся к выступлениям по каждому запланированному вопросу и на семинаре максимально вовлекаются в обсуждение темы. Этому помогают заранее подготовленные развернутые выступления.

Невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые знания и представления буквально обо всем. Но ученика можно и надо научить получать знания самостоятельно, анализировать ту или иную ситуацию, делать логические выводы, находить нужное решение для  своей задачи или проблемы, которую он не смог  решить. Педагогам необходимо добиваться того, чтобы каждое занятие в школе способствовал развитию познавательных интересов учеников, их  активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества  и эффективности учебной и воспитательной работы обучения.

Использование любой педагогической технологии на своих уроках 

зависит от личности   и грамотной направленности его педагогической деятельности .

 

 

 

 

 

Методические материалы :

а) Издательский дом «Первое сентября»,
http://rus.1september.ru -газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка».
http://lit.1september.ru - газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».
б) Справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка.
в) 
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.

 

 

125 0
Гульчехра Давлетова, учитель русского языка и литературы ОСШ № 7, Ұлы Дала Ұстазы № 002074
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: