Физическая культура и спорт всю жизнь сопровождают ребёнка. «Движение – это жизнь» - она актуальна во все времена. Интерес ребёнка в движении надо постоянно поощрять и поддерживать, так как детям интересно все новое и необычное.
В последнее время очень интенсивно внедряются в образовательный процесс новые педагогические оздоровительные технологии. Именно применение новых технологий будут наиболее эффективно и качественно влиять на сохранение и укрепление здоровья детей, улучшать их психофизическое состояние. Всем известно, что «новое – это хорошо забытое старое». Это в полной мере относится и к использованию элементов йоги в здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения. Использование системы йоги – цикл упражнений, которые позволяют детям развиваться гармонично, становиться более выносливыми и сильными. Элементы йоги используются в виде упражнений, построенных с учётом психологических, физиологических и анатомических особенностей дошкольников.Они вводятся в комплексы утренней зарядки, во время проведения учебной деятельности по физической культуре в качестве общеразвивающих упражнений и включены в оздоровительную гимнастику после дневного сна.
Йога означает «соединение» - естественное состояние детей. Новорожденный искренне считает маму и всё вокруг себя частью себя. Он видит мир таким, какой он есть, без рассуждений и фантазий. Это и есть цель практики йоги – стать больше, чем маленькое «я», и осознать, что мир снаружи – это продолжение нашего мира внутри. Чем старше ребёнок, тем меньше остаётся у него этого ощущения принадлежность к чему – то большему.
Дети – это маленькие йоги потому, что тело их ещё чистое, мышцы и связки гибкие, а сознание не подвержено стереотипам, страхам и сомнениям. Ребёнок ещё не знает законов общественной жизни и не следует им, он мыслит оригинально и двигается спонтанно. Ребёнок может упасть, но при этом лишь немного обдирает локти и колени, он пластичен там, где взрослый человек хрупок. Из своих детских житейских трудностей дети выходят легче, проще адаптируются ко всему новому, они открыты миру во всех его проявлениях.
Детская йога в физическом плане направлена в первую очередь на здоровье позвоночника, она помогает развивать гибкость и координацию движений. Через улучшение общего тонуса организма и активизацию лимфатической системы повышаются иммунитет ребёнка, устойчивость к сезонным заболеваниям и стрессам. В современном мире перед детьми стоят вполне взрослые задачи: адаптация к новому, конкуренция в коллективе, защита своего «я», - так что дети испытывают взрослые стрессы. Занятия йогой способствуют релаксации дошкольников и выходу из стрессового состояния. Особенность детского организма и детской энергетики в том, что они очень подвижны. Ребёнок до конца ещё не сформирован и йога помогает ему развиться наиболее гармонично. Йога даёт возможность дошкольникам направить энергию на развитие ума, памяти, слуха, зрения и умениюориентироваться в окружающей среде. Йога учит повышать выносливость, а именно грамотно перераспределять энергию по телу.
В психологическом плане йога для детей прекрасно гармонизирует маленького человека. Благодаря занятиям йогой вялые и пассивные дети становятся более энергичными, а гиперактивные более уравновешенными и адекватными.
Йога для детей помогает справиться с проблемами в состоянии здоровья и предупредить появление новых, воспитать на будущее привычку быть здоровым как единственно возможный образ жизни. И задача инструктора физической культуры – вовремя направить ребёнка на этот древний и в то же время современный путь.
В здоровом теле – здоровый дух. Йога для детей позволяет детям развиваться гармонично. Развивая тело, дошкольники становятся более сильными, выносливыми, они реже болеют,у них отличное здоровье и способны к концентрации, а значит, имеют возможность воспринимать мир во всей его полноте.
Системное использование комплексов упражнений с элементами йоги в процессе здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста обеспечит:
- укрепление здоровья дошкольников;
- повышение сопротивляемости детского организма к различным заболеваниям;
- исправление осанки;
- осознание детьми значимости здорового образа жизни.
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать, так как в современном мире, при неблагополучной экологии и социальных условиях, неуклонно уменьшается число здоровых детей, растёт число ребят, страдающих различными заболеваниями.
Дети, занимающиеся техникой йоги, всегда здоровы, легки, подтянуты, спокойны.
А как уже говорилось выше, дети – это маленькие йоги. Они чистые и гибкие, а сознание детей не заполнено страхами, не запрограммировано банальностями и стереотипами общества. Ребёнок «эластичный», он легче выходит из житейских тупиков. И хорошо бы начать свой путь перемен ещё в детском возрасте, приобретать жизненный опыт, не утратив лёгкости и подвижности, естественности и бесхитростности восприятия жизни. Поэтому в русле здоровьесберегающей деятельности желательно использовать элементы йоги, которые позволят детям развиваться гармонично, стать более сильными и выносливыми.
В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике йоги основное внимание уделяется статистическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает умеренную нагрузку.
Учитывая, что игровая деятельность, ведущая в дошкольном возрасте, упражнения состоят из игровых моментов. Так, детям предлагается представить себя в виде кузнечика, лука, вспорхнуть бабочкой, стать сильным деревом, что помогает им лучше понять, прочувствовать упражнение и выполнять его как можно правильнее, сохранив при этом необходимый интерес. Наглядные приёмы здесь имеют первоочередное значение. Именно с подражания образу начинается освоение техники различных асан – положений тела, развиваются двигательная память, внимание. Через образы можно осуществлять частую смену асан из разных исходных положений, воздействуя тем самым на разные группы мышц. Названия элементов йоги: аист, лев, золотая рыбка, крокодил, черепаха – настраивают ребят на что – то сказочное и таинственное.
Учитывая время нахождения в определённой позе, задержка дыхания, зависит от возраста ребёнка, его физических возможностей. Предлагается такой вид упражнений, которое не вызывает болевых ощущений, а доставляет удовольствие.
Все упражнения требуют особой сосредоточенности, что развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества. У дошкольников развивается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка. Объяснения пользы того или иного упражнения развивают творческие способности детей. Они выполняют позы без какого – либо принуждения и с удовольствием подражают животным.
Йога помогает оставаться ребёнком – в лучшем смысле этого слова. Помогает не забыть себя настоящего в круговороте жизни. Помогает быть хозяином тела, эмоции и ума; здоровым и энергичным. Хорошо если есть возможность начать использовать этот чудесный инструмент – йогу – с самых ранних лет. И потому не отказываться от этого дара, с малых лет не сворачиваться с однажды выбранного пути, оставаться в «потоке» здорового образа жизни.