Вынужденное изменение формата обучения с очного на дистанционный из-за угрозы массового заболевания школьниками и педагогами коронавирусной инфекцией, стало причиной некоторых пробелов в знаниях учащихся.
Вернувшиеся с “дистанционки” дети в большом проценте случаев не приобрели за год новых знаний и даже утратили ряд прежних навыков. Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения,
В период дистанционного обучения не было возможности отрабатывать картографические навыки.
История – предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве.
Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов. Карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.
Важнейшие даты истории ученикам необходимо навсегда сохранить в памяти путем постоянного повторения и «соединения» их с рассказом» учителя .Для лучшего запоминания и «хронологической ориентировки» важно как в учебниках, так и в рассказе учителя при каждом упоминании об одном и том же факте повторять и связанную с ним дату. Причем не для заучивания, а для точной хронологической ориентации нужно давать в учебниках больше точных указаний на время тех или иных событий.
Даты и факты тоже нужно учить наизусть. Без тренировки они забываются. У учащихся Западает умение логически делать выводы из конкретных фактов. А если ребёнок факты неверно интерпретировал, то вывод получится неверный.
Причинно-следственные связи ещё как-то выявляют, а выводы делать они же обычно учатся именно в классе, в ходе совместной работы с учителем. Ещё одна беда — современные дети немного оторваны от жизни. И каких-то исторических реалий они просто не могут себе представить.
Среди навыков, утраченных за время обучения в режиме онлайн, учителя называют способность к совместной работе.
Одной из трудностей, которые приходится преодолевать учителям и школьникам сегодня, является необходимость опираться при изучении нового материала на темы, которые были недостаточно усвоены в ходе изучения курса прошлого года. Ведь учебные программы остались прежними, они рассчитаны на изучение нового материала с минимальным повторением предыдущего, а не на повторное изучение тем прошлого года.
Как восполнить пробелы в знаниях?
Я в своей учительской практике уделяю большее внимание методу составления схем – опор на уроках истории.
Например: ученик не совсем усвоил тему: «Освободительная борьба казахского народа против джунгар».В этом случае дополнительно работаем с учеником по опорным схемам
Преимущество опорных схем состоит в том, что можно охватить большой по объему материал.
Курултаи для организации ополчения | Основные события казахско-джунгарских войн | Исторические личности
|
1710 год Каракумы
1726 год Ордабасы
| 1643 год Орбулакское сражение
1723-1717г.г годы Великого бедствия
1726 год Булантинское сражение
1730 год Аныракайское сражение
| ханы Жангир Тауке Абулхаир Абылай Бии Толе би Казыбек би Айтеке би батыры Богенбай Кабанбай Наурызбай Раимбек
|
Таким образом, мы повторим и систематизируем пройденный материал.
История описывает события и явления в той последовательности, в которой они появились и происходили, то есть она подчиняется такой исторической категории, как время. Хронология позволяет проследить последовательность хода событий, их взаимоотношение во времени и служит связующим звеном для разнородных исторических фактов. Она разделяет различные периоды и эпохи, определяя их «пределы», то есть она как бы служит ограничительной «рамкой, в которую укладывается непрерывно идущая масса событий».
При использовании интерактивного метода «Мозаика», я могу выявить темы, по которым у учащихся имеют пробелы.
Например :Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.
1 | Принятие частью Младшего жуза российского поданства | 1731год |
2 | Избрание Кенесары ханом всех трех жузов | 1841год |
3 | Отмена ханской власти в Младшем жузе | 1824 год |
4 | Завершение присоединения Казахстана к Российской империи | 1860-е годы |
5 | Восстание казахов в Бокеевской Орде | 1836-1838г.г |
1 | 3 | 5 | 2 | 4 |
Историческая личность-это человек, деятельность которого оказывает или оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий. Именно исторические личности , в разное время оказывали влияние на ход истории, от их решений зависела судьба страны и народа , они принимали исторические решения. Поэтому очень важно , вначале изучить личность , а уже затем те события , которые совершались под руководством и при участии этого человека.
Роль наглядности на уроках истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и задачей создания конкретных представлений, но охватывает и сферу мышления. Ее использование служит обобщению исторических явлений, подводит к пониманию истории. В 7 классе в курсе истории Казахстана было много восстании, применение такие методов как «Портретная галерея», «история в лицах» позволяет ученику запомнить личность и события связанные с его именем.
«История в лицах».Кто это? Что объединяет этих личностей? Расставьте портреты исторических деятелей в хронологической последовательности
соответствие .Установите соответствие между фамилиями деятелей , в которых они прославились. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца
а | Шокан Уалиханов | 1 | Записке о судебной реформе |
б | Абай Кунанбаев | 2 | Гаклия |
в | Ыбрай Алтынсарин | 3 | О том, чья же Сарыарка |
г | Курмангазы Сагырбай улы | 4 | Киргизская хрестоматия |
д | Машхур-Жусип Копейулы | 5 | Сарыарка |
А | Б | В | Г | Д |
Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например:"пятый лишний" (исключить одно слово из пяти, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные четыре ).
Работа с терминами.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного относятся к событиям XVIII-XIX веков.
- Куначество
- Старшина
- Устав
- Петиция
- беклербек
Учиться — это скучно, считают многие. Но сегодня есть цифровые сервисы, позволяющие перевести обучение в простую и даже игровую форму.В своей работе я применяю Kahoot.
Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста, позволяет создавать тесты, викторины для учащихся.
Ученики заходят на своих смартфонах на сайт kahoot.it и вводят ПИН-код, фамилию и имя, отвечают на вопросы со своего смартфона. На экран выводятся результаты по каждому вопросу и в целом за опрос.
Таким образом, применение мною на уроке выше перечисленных приемов и способов, позволило мне повторить с учащимися основные темы, по которым были пробелы в знаниях учащихся.