Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1508

Пути ликвидации пробелов в знаниях учеников по истории

Вынужденное изменение формата обучения с очного на дистанционный из-за угрозы массового заболевания школьниками и педагогами коронавирусной инфекцией, стало причиной некоторых пробелов в знаниях учащихся.

Вернувшиеся с “дистанционки” дети в большом проценте случаев не приобрели за год новых знаний и даже утратили ряд прежних навыков.  Общепринятой и стабильной группой специфических познавательных умений в обучении истории являются хронологические и картографические умения,

В период дистанционного обучения не было возможности отрабатывать картографические навыки.

История – предмет, при изучении которого происходящие события рассматриваются как во времени, так и пространстве.

Представление об историческом пространстве относится к важнейшим компонентам исторических знаний. Категория «историческое пространство» является одной из содержательных линий школьных курсов. Карта – это не только источник знаний, но и средство развития критического мышления учащихся. Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Важнейшие даты истории ученикам необходимо навсегда сохранить в памяти путем постоянного повторения и «соединения» их с рассказом» учителя .Для лучшего запоминания и «хронологической ориентировки» важно как в учебниках, так и в рассказе учителя при каждом упоминании об одном и том же факте повторять и связанную с ним дату. Причем не для заучивания, а для точной хронологической ориентации нужно давать в учебниках больше точных указаний на время тех или иных событий.

       Даты и факты тоже нужно учить наизусть. Без тренировки они забываются. У учащихся Западает умение логически делать выводы из конкретных фактов. А если ребёнок факты неверно интерпретировал, то вывод получится неверный.

Причинно-следственные связи ещё как-то выявляют, а выводы делать они же обычно учатся именно в классе, в ходе совместной работы с учителем. Ещё одна беда — современные дети немного оторваны от жизни. И каких-то исторических реалий они просто не могут себе представить.

Среди навыков, утраченных за время обучения в режиме онлайн, учителя называют способность к совместной работе.

            Одной из трудностей, которые приходится преодолевать учителям и школьникам сегодня, является необходимость опираться при изучении нового материала на темы, которые были недостаточно усвоены в ходе изучения курса прошлого года. Ведь учебные программы остались прежними, они рассчитаны на изучение нового материала с минимальным повторением предыдущего, а не на повторное изучение тем прошлого года.

Как восполнить пробелы в знаниях?

Я в своей учительской практике уделяю большее внимание методу составления схем – опор на уроках истории.

Например: ученик  не совсем усвоил тему: «Освободительная борьба казахского народа против джунгар».В этом случае дополнительно работаем с учеником  по опорным схемам

Преимущество опорных схем состоит в том, что можно охватить большой по объему материал.

 

 

Курултаи для организации

ополчения

Основные события                                             казахско-джунгарских войн

Исторические

личности

 

1710 год Каракумы

 

 

 

 

 

1726 год

Ордабасы

 

1643 год

Орбулакское сражение

 

1723-1717г.г годы Великого бедствия

 

1726 год Булантинское сражение

 

1730 год

Аныракайское сражение

 

 

 

ханы

Жангир

Тауке

Абулхаир 

Абылай

Бии

Толе би

Казыбек би 

Айтеке би

батыры 

Богенбай

Кабанбай

Наурызбай

Раимбек

 

 

Таким образом, мы повторим  и систематизируем  пройденный   материал.

История описывает события и явления в той последовательности, в которой они появились и происходили, то есть она подчиняется такой исторической категории, как время. Хронология позволяет проследить последовательность хода событий, их взаимоотношение во времени и служит связующим звеном для разнородных исторических фактов. Она разделяет различные периоды и эпохи, определяя их «пределы», то есть она как бы служит ограничительной «рамкой, в которую укладывается непрерывно идущая масса событий».               

При использовании интерактивного метода «Мозаика», я могу выявить темы,  по которым у учащихся имеют пробелы. 

Например :Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной  последовательности в таблицу.

1

Принятие частью Младшего жуза российского поданства

1731год

2

Избрание Кенесары ханом всех трех жузов

1841год

3

Отмена ханской власти в Младшем жузе

1824 год

4

Завершение присоединения Казахстана к Российской империи

1860-е годы

5

Восстание казахов в Бокеевской Орде 

1836-1838г.г

 

1

3

5

2

4

 

Историческая личность-это человек, деятельность которого оказывает  или оказывала влияние на ход и исход крупных исторических событий. Именно исторические личности , в разное время оказывали влияние на ход истории, от их решений зависела судьба страны и народа , они принимали исторические решения. Поэтому очень важно , вначале изучить личность , а уже затем те события , которые совершались под руководством и при участии этого человека. 

      Роль наглядности на уроках истории не ограничивается сферой чувственного созерцания и задачей создания конкретных представлений, но охватывает и сферу мышления. Ее использование служит обобщению исторических явлений, подводит к пониманию истории. В 7 классе в курсе истории Казахстана было много восстании, применение такие методов как «Портретная галерея», «история в лицах»  позволяет ученику запомнить личность и события связанные с его именем.

«История в лицах».Кто это? Что объединяет этих личностей? Расставьте портреты  исторических деятелей в хронологической последовательности

 

соответствие .Установите соответствие между фамилиями деятелей , в которых  они прославились. К каждой позиции первого столбца  подберите  соответствующую позицию второго столбца                                    

а

Шокан Уалиханов

1

Записке о судебной реформе

б

Абай Кунанбаев

2

Гаклия

в

Ыбрай Алтынсарин

3

О том, чья же Сарыарка

г

Курмангазы Сагырбай улы

4

Киргизская хрестоматия

д

Машхур-Жусип     Копейулы

5

Сарыарка

А

Б

В

Г

Д






 

Работа с понятиями и терминами является важной составляющей на каждом уроке истории, обществознания, поэтому необходимо осуществлять проверку не знания учениками терминов, а умения их применять. С этой целью можно использовать разнообразные приемы работы с понятиями и терминами, например:"пятый лишний" (исключить одно слово из пяти, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные четыре ).

Работа с терминами.Ниже приведен перечень терминов. Все они за  исключением одного относятся к событиям  XVIII-XIX веков.

  1. Куначество
  2. Старшина
  3. Устав
  4. Петиция
  5. беклербек

Учиться — это скучно, считают многие. Но сегодня есть цифровые сервисы, позволяющие перевести обучение в простую и даже игровую форму.В  своей работе я применяю Kahoot.

Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста, позволяет создавать тесты, викторины для учащихся.

Ученики заходят на своих смартфонах на сайт kahoot.it  и вводят ПИН-код, фамилию и имя, отвечают на вопросы со своего смартфона. На экран выводятся результаты по каждому вопросу и в целом за опрос.

Таким образом, применение мною на уроке выше перечисленных приемов и способов, позволило мне повторить с учащимися основные темы, по которым были пробелы в знаниях учащихся.

908 0
Асем Кисабекова, учитель истории школы-лицей № 79 Ұлы Дала Ұстазы № 002071
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: