Школьная география это мировоззренческая и общекультурная дисциплина, роль страноведения играет большую роль в обучении школьников на уроке географии. Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся изучением территорий (стран и их районов, регионов), систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социально-политической организации, особенностях исторического развития.
Сам предмет отлично и глубже познается и изучается за счет восприятия и комплексного описания того или иного географического местоположения. Страноведение и география дополняют друг друга и корректируют. Что можно понять посредством восприятия ?
- Географию
- Природу
- Население
- Хозяйство
- Культуру
- Историю
- Религию
- Политику и т.д.
Страноведение развивает у ученика разносторонние знания и дает шанс понять историю местности, которую изучает в школе по данному предмету. Страноведение снабжается информацией целого ряда наук, из которых основополагающим являются физическая география, биогеография социально-экономическая география и кратография. Природный ландшафт страны или региона, его ресурсный потенциал и его преобразование человеком и в процессе исторического природопользования- первая важнейшая сторона страноведческих интересов. Вторая равноценная часть интересов комплексного страноведения-это современный уклад жизни населения и социально – экономические условия страны, которые сформировались в ходе истории освоения природных ресурсов и развития территории. Также важной частью является биологическая география в области рассмотрения ею природных составляющих страны растительности и животного мира как основы существования человека и их роли в процессе расселения, природопользования и адаптации этносов к различным ландшафтам.
География требует комплексного изучения местности т к оно охватывает множество сфер и поэтому оно называется: «Комплексный подход изучения географии».
Изучение географии в школе также развивает у ученика такие навыки как:
- Познавательный интерес
- Навыки самостоятельной работы
- Владение устной речи
- Создание презентаций
- Навыки творческой и коллективной работы
- Помогает интеграции школьных предметов и гуманизации географии
- Расширяет знания и узнает много полезного для себя.
- Целью страноведения является изучение каждого конкретного государства мира. Объект страноведения – страны как основные единицы социально-политической организации мира, их крупные части (районы) и региональные группировки. Задачи страноведения:
- создание образа территории, выявление ее своеобразия;
- раскрытие пространственной организации (структуры) страны как результата взаимодействия ее территориальных элементов общественного и природного характера;
- познание мира.
География –это интересный предмет по мнению учеников школ т к данный предмет очень захватывающий по содержанию, где ученик начинает проявлять свой индивидуальный интерес к предмету и старается искать дополнительную информацию для себя, чтобы расширить практические навыки.
По истории географии мы знаем, что первыми географами древнего мира, добывавшими для своего народа знания о соседних странах и племенах, были купцы. Одной из наиболее ярких подобных фигур в древнем мире был купец Пифей, который первым из исторических персонажей достиг Британских островов и обошел Европу с запада. Он же составил довольно подробное для своего времени описание невиданных далеких земель, описав северное сияние и полярный день.
Позже список античных страноведов дополнили Гиппарх, Плиний Младший, Страбон и Птолемей.
Если на ранних этапах развития науки было достаточно лишь общих сведений о других странах, то с течением времени дисциплина страноведения стала разделяться на различные направления. Сегодня страноведение - это сложная комплексная дисциплина, включающая такие разделы, как общее страноведение, политическое, военное, туристическое, экономическое и лингвострановедение.
На современном этапе жизни мы понимаем, что сейчас одним из главных направлений считается туризм. Туристское страноведение является относительно молодым направлением в географии, и его развитие неразрывно связано с увеличившимся туристическим потоком. Однако оно выполняет не только коммерческие функции, связанные с маркетингом направлений, но и учебную, развивающую, просветительскую и информационную, ведь все больше людей увлекаются культурным туризмом, связанным с посещением музеев и исторически важных мест.
Направления страноведения:
– физико-географическое направление (характеризует природу в неразрывной связи с жизнедеятельностью человека, условиями его обитания);
– экономико-географическое направление (рассмотрение хозяйства и населения через ведущую специализацию главных отраслей экономики в связи с территориальной организацией);
– комплексное страноведение.
Страноведение по своей сути развивает региональный подход в географии , используя весь багаж фундаментальных географических знаний применительно к конкретным странам и регионам Земли, оправдывая тем самым международный термин «regional geography». Регионализм и региональный подход в географии остаются важнейшим инструментом познания территорий. Регионализм был и остается «живой душой географии». Здесь возникает необходимость уточнить смысл и соотношение понятий «регионоведение», «страноведение», «краеведение».
Литература :
1. Николашин В. Н. Туристское страноведение: учебнометодический комплект / В.Н. Николашин. - Москва: ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича, 2013
2. Ушаков, Д. С. Страноведение : учеб. пособие. – М. : ИКЦ «МарТ», 2007.– 256 с.
3. Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы: Уч. Пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 268 с
4. Машбиц Я.Г. Комплексное страноведение. Смоленск: 1998. – 235с.
5. Вопросы географии. Сборник 16. Страноведение: состояние и задачи. М.:
Мысль, 1981. – 255с.
6. Мироненко В.В.Страноведение: теория и методы. М.: Аспект Пресс, 2001. – 267с.