Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1494

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ В УЧЕБНИКАХ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С НЕРУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

Грамотность – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Основные свойства функционально грамотной личности:

А. это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей,

Б. располагающий определенными свойствами, основными компетенциями (Изучать. Находить.  Мыслить. Содействовать. Приниматься за дело).

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью: 

А. способность выбирать и использовать различные технологии;

Б. способность видеть проблемы и искать пути их решения;

С. Способность учиться всю жизнь

Выделяются несколько видов функциональной грамотности на уроках:      

-коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи; 

-информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

-деятельная грамотность – это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку,  само коррекцию.

В мою обязанность, как учителя русского языка и литературы возлагается основное – развитие коммуникативной грамотности, научить ребенка не только читать и писать, не только говорить, но и понимать, то, что ему говорят, то, что ему напишут, и ученик должен уметь работать с этой информацией. Он должен уметь ее применять, интерпретировать и применять в зависимости от ситуации. 

Наш современный мир  строится на информации, тот владеет ситуацией, кто четко понимает,  что происходит, кто четко разбирается в  информации,  понимает, то, что скрывается в этой информации.  Ученик должен понимать, что от того  насколько  он оперативно работает с информацией, зависит его успеваемость. Информации с каждым годом все больше и больше и нужно научить ребенка ориентироваться в этом, извлекая только нужное. Учитель дает учащимся материал для среднего уровня и если ученик чувствует, что информация может быть не достаточной для него самого, он должен способствовать тому чтобы ученик получил большую, более глубокую информацию.

Мы учим ребенка быть, во-первых, самостоятельным, опираться на свой опыт, свои знания, на ту информацию, которой ребенок владеет; во-вторых, мы учим своего ученика нести ответственность за свой выбор, свои слова, свои поступки, хотя бы во время уроков, и в дальнейшем этот навык распространится в последующую его жизнь. Мы воспитываем ребенка, который может оценивать не только самого себя, но и ситуацию в целом. При работе над заданиями можно выявить лидеров в классе, в групповой работе будут выделяться наиболее активные, продвинутые, самостоятельные. Учитель может понаблюдать как ученик, возглавив эту работу, возложив на себя те или иные лидерские качества, справляется, или не справляется с ними. Человек, который не в состоянии подчинить своей идее коллектив не добьется успеха. Эту лидерскую позицию мы должны развивать у всех  детей нашего класса, время от времени мы можем назначать лидера, таким образом, развивая деятельную грамотность в каждом нашем воспитаннике.

Функциональная грамотность – понятие межпредметное и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изучении, к примеру, русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтении (осмысленного чтения), письма, слушания и говорения. 

То есть, подойдя к 11 классу, ученик при встрече с каким-либо словом, должен дать характеристику этому слову со всех точек, начиная с правописания, значения, применения и всеми другими характеристиками этого слова и понятия, полная ассоциация связанная с этим словом, вплоть до того, как это слово может пригодиться в его жизни, и где он может эти знания применить. 

Формирование функциональной грамотности подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции, поэтому типы заданий должны быть максимально продуктивными.

Как гласит древняя мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». 

Хочется обратить внимание на задания, предложенные в учебниках Русский язык и литературе для  учащихся общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Задания должны помочь ребенку сделать правильный шаг, показать путь на самоутверждение, самопознание, самореализацию.

  1. Задания для учащихся 5 классов на понимание и анализ [2. упр 26, стр 18]

Прочитайте текст, определите основную мысль текста. Найдите в тексте предложение не соответствующее заголовку и основной мысли текста. Прочитайте текст без этого предложения.

Бедняжка

Сидит зайка – ветки обдирает, горькую кору гложет. Тяжело зимой кормиться, жалко малыша. Дожить бы бедненькому до лета. Ведь летом много всякой еды. Большой вред приносят зайцы лесу, обдирая кору молодых деревьев.

  1. Задание на понимание и применение для учащихся 5 класса, [2. упр. 47 стр. 26]

Спишите пословицы, объясните их смысл, придумайте и опишите ситуации, в которых можно было бы их испльзовать.

1.Не было бы снегу, не было бы следу. 2. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. 3. Готовь сани летом, а телегу – зимой. 4. Любишь кататься – люби и саночки возить.

3.Задание для 6 класса на анализ, оценку и применение [3. упр 7, стр 27]

® Какая из пословиц больше всего подходит к рассказу В.А. Осеевой

«Кто наказал его?» Обоснуйте свой ответ.

® Сравните рассказ В.А. Осеевой со стихотворением В.А. Солоухина «Здравствуйте!». О каких человеческих качествах идёт в них речь? Постройте текст-рассуждение, опираясь на данную пирамиду.

Какие

черты характера

мне нравятся в людях?

Какими мы должны быть

в семье, в обществе?

Каким бы я хотел(а) стать?

4 задание для учащихся 6 класса на понимание, оценку и синтез. [3. упр 10 стр 32]

Заполните «Трёхчастный дневник»: в первой графе запишите 2–3 выражения из прочитанных стихотворений, которые произвели на вас наибольшее впечатление, вызвали удивление, радость, огорчение и др. Во второй графе вы должны объяснить, почему записали именно эти цитаты, в третьей - обратиться с вопросами к учителю.

 

Цитата (фраза, слово)

Комментарий

Вопросы к учителю

 

 

 

 

5. Задание, направленное на осмысленное чтение, для 6 класса по рассказу «Солдатенок» Ч.Айтматов [3. упр 9, стр 56]

В центре рассказа два главных героя: солдат-артиллерист Токтосун и его сын Авалбек. Сначала Токтосун – безымянный герой войны, сошедший с экрана в мирную жизнь киргизского села. Затем в мужественном, сильном, храбром артиллеристе Авалбек узнаёт своего отца. 

Заполните таблицу.

 

Характеристика героя

Примеры из текста

«Узнавание» отца Авалбеком

Один из артиллеристов обличьем не походил на русского. Отец оказался совсем молодым…

Душевное состояние Авалбека

Глотать слёзы, сжать кулаки,

 

 

6. Задание для учащихся 7 класса, по разделу «Путешествие и достопримечательности» [4. УС, стр 13]

Подготовьте сообщение  о вашем городе (селе, поселке) включите информацию о его достопримечательностях, используя РАФТ

Р – выберите для себя роль (от чьего лица будете рассказывать: от своего лица, или от лица экскурсовода)

А – аудитория (кому адресован рассказ: гостям, туристам)

Ф – форма (в каком жанре вы подготовите рассказ: монолог, диалог…)

Т – тема (выберите тему: о чем будет ваше сообщение)

Данное задание направлено на синтез, оценку, учит ребят ораторскому искусству, самостоятельно подбирать материал, тему, формы, которые заинтересуют слушателей, аудиторию.

7. Задание для учащихся 7 класса. [4. УС, стр 115]. Формирует умение использовать разностороннюю информацию, направленное на систематизацию полученных знаний.

Подготовьте сообщение на тему «Существительные общего рода», опираясь на материал урока и используя интернет-ресурсы.

8. Задание для учащихся 8 класса по произведению Ч. Айтматова «Плаха» [5. упр 10, стр 35] Ученик должен научиться понимать значение слов, интерпретировать и применять в зависимости от ситуации.

Составьте «Линию эмоций» волчицы Акбары, передав изменение её состояния и чувств. Продолжите данную линию, опираясь на текст.

Исстрадавшаяся – сумасшедшая – обезумевшая – …

9. Задание для учащихся 8 класса  [5. упр 5, стр 51], дающее возможность выяснить знание учеником орфограмм и примениение на практике, также формирующее осмысленное чтение.

Ознакомьтесь с информацией. Найдите и прочитайте фрагмент текста, где говорится о значении воды для всего живого на Земле. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.

А есть ли вода в живой природе?

Больш… часть поверхности Земли покрыта водой. Вода есть везде. Она есть в источниках и ручьях, реках и озёрах, морях и океанах, водопроводн… трубах и колодцах, под землёй и высоко в облаках. А есть ли вода в жив… природе? Вспомните, что именно мы относ…м к жив… природе. Вода есть в растениях, животных, человеке.  Более половины массы тела человека составля…т вода.

Вода даёт жизнь живой природе. Растения без воды засыха…т, животные – погиба…т, человек может прожить без неё всего несколько дней. Вода явля...тся домом для многих растений и животных. Люди счита…т, что именно в воде зародилась жизнь на Земле, и наша жизнь зависит от неё. Вода может вылечить (целебная, живая вода) или погубить (мёртвая вода). Вода даёт жизнь и силы всему живому и может забрать их.

(Из книги «Чудеса природы»)

10. Задание для учащихся 9 класса. [6. зад 163, стр 7] При выполнении задания ученики должны представить аргументы, доказать и защитить свою точку зрения.

  1. Проведите литературную дискуссию на тему «Борьба добра и зла в произведениях Ч Айтматова»
  2. Обсудите опорные вопросы темы: Что есть добро? Что есть зло? Почему силы зла побеждают силы добра? Актуальны ли произведения Ч Айтматова в наши дни? Изменилось ли противодействия добра и зла в условиях современной жизни?
  3. В рассуждениях используйте примеры из произведений «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» и других произведений Ч. Айтматова

11. Задание по произведению «Телеграмма» К. Паустовского, [6. зад 197, стр 39] для учащихся 9 класса, на анализ, оценку, учащиеся предсталяют аргументы, защищают свою точку зрения, доказывают свою позицию.  Данные задания заставляют задуматься над жизненными проблемами, воспитывают внимательное, доброе отношение к своим близким, родным.

  1. Напишите эссе на тему «Что я услышал и понял в «Телеграмме» от К. Паустовского?»
  2. Напишите письмо маме, в котором покажите свою любовь и преданность ей.
  3. Составьте текст описание, в котором воссоздайте образы ваших родителей: внешность, характер, привычки, особенные слова, с которыми они чаще всего  обращаются к вам. Есть ли у вас детские прозвища, ласковые имена, придуманные мамой, папой, бабушкой, дедушкой.

 

Думаю, что, так как учебники в любом случае остаются неотъемлемой частью школьной системы, нужно из огромного количества материала, предложенного в них, отобрать детям задания, формирующие функциональную грамотность учеников, и это является основной задачей учителя.

Каким должен быть выпускник современной школы? Это должен быть целеустремленный, активный человек, способный адаптироваться в сложной ситуации, ставить цель и задачи своей деятельности, составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.

 

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия Функциональная грамотность в педагогической теории и практике [Текст]/ П. И. Фролова; Наука о человеке: гуманитарные исследования., 2016. №1 (23) – С. 179-185
  2. Русский язык и литература: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2 части/                             У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы: «Атамұра», 2017 г
  3. Русский язык и литература: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения/                             У.А.Жанпейс, А.Т.Есетова, Н.А.Озекбаева, А.А.Ерболатова. – Алматы: «Атамұра», 2018 г.
  4. Русский язык и литература: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/                              У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы: «Атамұра», 2017 г.
  5. Русский язык и литература: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения в 2 ч. /                             У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы: «Атамұра», 2018 г.
  6. Русский язык и литература: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения/                                - Ж.Х.Салханова, Е.Е.Хайрушева, Ж.К.Пралиева Алматы: «Мектеп», 2019 г.
  7. https://www.youtube.com/watch?v=8QdysIVOWpQ

 

386 0
Умит Омарова, учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя общеобразовательная школа №11» Ұлы дала ұстазы № 002061
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: