Грамотность – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Основные свойства функционально грамотной личности:
А. это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей,
Б. располагающий определенными свойствами, основными компетенциями (Изучать. Находить. Мыслить. Содействовать. Приниматься за дело).
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
А. способность выбирать и использовать различные технологии;
Б. способность видеть проблемы и искать пути их решения;
С. Способность учиться всю жизнь
Выделяются несколько видов функциональной грамотности на уроках:
-коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
-информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета, других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
-деятельная грамотность – это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, само коррекцию.
В мою обязанность, как учителя русского языка и литературы возлагается основное – развитие коммуникативной грамотности, научить ребенка не только читать и писать, не только говорить, но и понимать, то, что ему говорят, то, что ему напишут, и ученик должен уметь работать с этой информацией. Он должен уметь ее применять, интерпретировать и применять в зависимости от ситуации.
Наш современный мир строится на информации, тот владеет ситуацией, кто четко понимает, что происходит, кто четко разбирается в информации, понимает, то, что скрывается в этой информации. Ученик должен понимать, что от того насколько он оперативно работает с информацией, зависит его успеваемость. Информации с каждым годом все больше и больше и нужно научить ребенка ориентироваться в этом, извлекая только нужное. Учитель дает учащимся материал для среднего уровня и если ученик чувствует, что информация может быть не достаточной для него самого, он должен способствовать тому чтобы ученик получил большую, более глубокую информацию.
Мы учим ребенка быть, во-первых, самостоятельным, опираться на свой опыт, свои знания, на ту информацию, которой ребенок владеет; во-вторых, мы учим своего ученика нести ответственность за свой выбор, свои слова, свои поступки, хотя бы во время уроков, и в дальнейшем этот навык распространится в последующую его жизнь. Мы воспитываем ребенка, который может оценивать не только самого себя, но и ситуацию в целом. При работе над заданиями можно выявить лидеров в классе, в групповой работе будут выделяться наиболее активные, продвинутые, самостоятельные. Учитель может понаблюдать как ученик, возглавив эту работу, возложив на себя те или иные лидерские качества, справляется, или не справляется с ними. Человек, который не в состоянии подчинить своей идее коллектив не добьется успеха. Эту лидерскую позицию мы должны развивать у всех детей нашего класса, время от времени мы можем назначать лидера, таким образом, развивая деятельную грамотность в каждом нашем воспитаннике.
Функциональная грамотность – понятие межпредметное и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изучении, к примеру, русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтении (осмысленного чтения), письма, слушания и говорения.
То есть, подойдя к 11 классу, ученик при встрече с каким-либо словом, должен дать характеристику этому слову со всех точек, начиная с правописания, значения, применения и всеми другими характеристиками этого слова и понятия, полная ассоциация связанная с этим словом, вплоть до того, как это слово может пригодиться в его жизни, и где он может эти знания применить.
Формирование функциональной грамотности подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции, поэтому типы заданий должны быть максимально продуктивными.
Как гласит древняя мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».
Хочется обратить внимание на задания, предложенные в учебниках Русский язык и литературе для учащихся общеобразовательной школы с нерусским языком обучения. Задания должны помочь ребенку сделать правильный шаг, показать путь на самоутверждение, самопознание, самореализацию.
- Задания для учащихся 5 классов на понимание и анализ [2. упр 26, стр 18]
Прочитайте текст, определите основную мысль текста. Найдите в тексте предложение не соответствующее заголовку и основной мысли текста. Прочитайте текст без этого предложения.
Бедняжка
Сидит зайка – ветки обдирает, горькую кору гложет. Тяжело зимой кормиться, жалко малыша. Дожить бы бедненькому до лета. Ведь летом много всякой еды. Большой вред приносят зайцы лесу, обдирая кору молодых деревьев.
- Задание на понимание и применение для учащихся 5 класса, [2. упр. 47 стр. 26]
Спишите пословицы, объясните их смысл, придумайте и опишите ситуации, в которых можно было бы их испльзовать.
1.Не было бы снегу, не было бы следу. 2. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. 3. Готовь сани летом, а телегу – зимой. 4. Любишь кататься – люби и саночки возить.
3.Задание для 6 класса на анализ, оценку и применение [3. упр 7, стр 27]
® Какая из пословиц больше всего подходит к рассказу В.А. Осеевой
«Кто наказал его?» Обоснуйте свой ответ.
® Сравните рассказ В.А. Осеевой со стихотворением В.А. Солоухина «Здравствуйте!». О каких человеческих качествах идёт в них речь? Постройте текст-рассуждение, опираясь на данную пирамиду.
Какие
черты характера
мне нравятся в людях?
Какими мы должны быть
в семье, в обществе?
Каким бы я хотел(а) стать?
4 задание для учащихся 6 класса на понимание, оценку и синтез. [3. упр 10 стр 32]
Заполните «Трёхчастный дневник»: в первой графе запишите 2–3 выражения из прочитанных стихотворений, которые произвели на вас наибольшее впечатление, вызвали удивление, радость, огорчение и др. Во второй графе вы должны объяснить, почему записали именно эти цитаты, в третьей - обратиться с вопросами к учителю.
Цитата (фраза, слово) | Комментарий | Вопросы к учителю
|
|
|
|
5. Задание, направленное на осмысленное чтение, для 6 класса по рассказу «Солдатенок» Ч.Айтматов [3. упр 9, стр 56]
В центре рассказа два главных героя: солдат-артиллерист Токтосун и его сын Авалбек. Сначала Токтосун – безымянный герой войны, сошедший с экрана в мирную жизнь киргизского села. Затем в мужественном, сильном, храбром артиллеристе Авалбек узнаёт своего отца.
Заполните таблицу.
Характеристика героя | Примеры из текста |
«Узнавание» отца Авалбеком | Один из артиллеристов обличьем не походил на русского. Отец оказался совсем молодым… |
Душевное состояние Авалбека | Глотать слёзы, сжать кулаки,
|
6. Задание для учащихся 7 класса, по разделу «Путешествие и достопримечательности» [4. УС, стр 13]
Подготовьте сообщение о вашем городе (селе, поселке) включите информацию о его достопримечательностях, используя РАФТ
Р – выберите для себя роль (от чьего лица будете рассказывать: от своего лица, или от лица экскурсовода)
А – аудитория (кому адресован рассказ: гостям, туристам)
Ф – форма (в каком жанре вы подготовите рассказ: монолог, диалог…)
Т – тема (выберите тему: о чем будет ваше сообщение)
Данное задание направлено на синтез, оценку, учит ребят ораторскому искусству, самостоятельно подбирать материал, тему, формы, которые заинтересуют слушателей, аудиторию.
7. Задание для учащихся 7 класса. [4. УС, стр 115]. Формирует умение использовать разностороннюю информацию, направленное на систематизацию полученных знаний.
Подготовьте сообщение на тему «Существительные общего рода», опираясь на материал урока и используя интернет-ресурсы.
8. Задание для учащихся 8 класса по произведению Ч. Айтматова «Плаха» [5. упр 10, стр 35] Ученик должен научиться понимать значение слов, интерпретировать и применять в зависимости от ситуации.
Составьте «Линию эмоций» волчицы Акбары, передав изменение её состояния и чувств. Продолжите данную линию, опираясь на текст.
Исстрадавшаяся – сумасшедшая – обезумевшая – …
9. Задание для учащихся 8 класса [5. упр 5, стр 51], дающее возможность выяснить знание учеником орфограмм и примениение на практике, также формирующее осмысленное чтение.
Ознакомьтесь с информацией. Найдите и прочитайте фрагмент текста, где говорится о значении воды для всего живого на Земле. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.
А есть ли вода в живой природе?
Больш… часть поверхности Земли покрыта водой. Вода есть везде. Она есть в источниках и ручьях, реках и озёрах, морях и океанах, водопроводн… трубах и колодцах, под землёй и высоко в облаках. А есть ли вода в жив… природе? Вспомните, что именно мы относ…м к жив… природе. Вода есть в растениях, животных, человеке. Более половины массы тела человека составля…т вода.
Вода даёт жизнь живой природе. Растения без воды засыха…т, животные – погиба…т, человек может прожить без неё всего несколько дней. Вода явля...тся домом для многих растений и животных. Люди счита…т, что именно в воде зародилась жизнь на Земле, и наша жизнь зависит от неё. Вода может вылечить (целебная, живая вода) или погубить (мёртвая вода). Вода даёт жизнь и силы всему живому и может забрать их.
(Из книги «Чудеса природы»)
10. Задание для учащихся 9 класса. [6. зад 163, стр 7] При выполнении задания ученики должны представить аргументы, доказать и защитить свою точку зрения.
- Проведите литературную дискуссию на тему «Борьба добра и зла в произведениях Ч Айтматова»
- Обсудите опорные вопросы темы: Что есть добро? Что есть зло? Почему силы зла побеждают силы добра? Актуальны ли произведения Ч Айтматова в наши дни? Изменилось ли противодействия добра и зла в условиях современной жизни?
- В рассуждениях используйте примеры из произведений «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» и других произведений Ч. Айтматова
11. Задание по произведению «Телеграмма» К. Паустовского, [6. зад 197, стр 39] для учащихся 9 класса, на анализ, оценку, учащиеся предсталяют аргументы, защищают свою точку зрения, доказывают свою позицию. Данные задания заставляют задуматься над жизненными проблемами, воспитывают внимательное, доброе отношение к своим близким, родным.
- Напишите эссе на тему «Что я услышал и понял в «Телеграмме» от К. Паустовского?»
- Напишите письмо маме, в котором покажите свою любовь и преданность ей.
- Составьте текст описание, в котором воссоздайте образы ваших родителей: внешность, характер, привычки, особенные слова, с которыми они чаще всего обращаются к вам. Есть ли у вас детские прозвища, ласковые имена, придуманные мамой, папой, бабушкой, дедушкой.
Думаю, что, так как учебники в любом случае остаются неотъемлемой частью школьной системы, нужно из огромного количества материала, предложенного в них, отобрать детям задания, формирующие функциональную грамотность учеников, и это является основной задачей учителя.
Каким должен быть выпускник современной школы? Это должен быть целеустремленный, активный человек, способный адаптироваться в сложной ситуации, ставить цель и задачи своей деятельности, составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе.
ЛИТЕРАТУРА:
- Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия Функциональная грамотность в педагогической теории и практике [Текст]/ П. И. Фролова; Наука о человеке: гуманитарные исследования., 2016. №1 (23) – С. 179-185
- Русский язык и литература: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2 части/ У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы: «Атамұра», 2017 г
- Русский язык и литература: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения/ У.А.Жанпейс, А.Т.Есетова, Н.А.Озекбаева, А.А.Ерболатова. – Алматы: «Атамұра», 2018 г.
- Русский язык и литература: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения/ У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы: «Атамұра», 2017 г.
- Русский язык и литература: Учебник для 8 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения в 2 ч. / У.А.Жанпейс, Н.А.Озекбаева. – Алматы: «Атамұра», 2018 г.
- Русский язык и литература: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы с нерусским языком обучения/ - Ж.Х.Салханова, Е.Е.Хайрушева, Ж.К.Пралиева Алматы: «Мектеп», 2019 г.
- https://www.youtube.com/watch?v=8QdysIVOWpQ