Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1473

Лидер XXI века

Межпредметная связь: МПРР; ОДЖТ; Технические средства; ОПП; УПС; ТЭБД

Цель урока: 

Образовательная: обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний по предмету, формирование профессиональных умений и навыков специалиста техника на железнодорожном транспорте.

Развивающая: развитие интеллекта, способностей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, формирование отношений к железнодорожному транспорту.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету, желание изучать его.

Вид урока: Урок формирования умений и навыков.

Наглядность: Плакат, слайды

Целевая группа: 2 курс группа ТО-21

Используемые технологии: моделирования, игровые, коммуникативные, коллективное творческое дело, наглядные, самостоятельные, групповые, поисковые.

 

Ход занятия.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами участвуем в викторине «Лидер ХХI века» и отправимся в путешествие на «поезде времени». На каждой станции Вам придется выполнять задания, кто первым и правильно решит, получат значок – «Тальго». Выигрывает та группа, у кого больше значков. 

Наш «поезд времени» готов. Начинаем путешествие. Желаем удачи!!!

 

Звучит сигнал отправляющегося поезда. Отправляемся в прошлое.

Станция 1 «Начало». На этой станции, победит команда, которая первая поднимет руку и правильно ответит, если ответ неверный или не полный, право ответить переходит второй группе.

1. Как в старину называли железную дорогу? 

а) Жестянка; б) Чугунка; в) Серебрянка; г) Стекляшка.

2.Как именуется главный проводник пассажирского поезда?

а) Старшина; б) Прораб; в) Бригадир; г) Сверхпроводник.

3. Какая из этих профессий существует? 

а) Облётчик магистралей; б) Обходчик путей; в) Надзиратель дорог; г) Контролёр перронов.

4. Какая должность есть в штатном расписании железнодорожной станции? 

а) Составитель рельсов; б) Составитель протоколов; в) Составитель поездов; г) Составитель чемоданов.

        5. Как называется конец железнодорожного пути?

        а) Узел;  б) Разъезд;   в) Перегон;    г) Тупик.

6. Чем железнодорожники стопорят вагоны? 

а) Башмаками; б) Сапогами; в) Пятками; г) Каблуками.

7. У железнодорожных вагонов есть тормозные… Что? 

а) Рукава; б) Карманы; в) Пояса; г) Лампасы.

8. Какого из этих понятий НЕ существует?

 а) Железнодорожный узел; б) Железнодорожная ветка; в) Железнодорожное полотно; г) Железнодорожные спицы.

Интересные факты о железной дороге

  1. В Японии есть одна интересная станция по имени Сибуя, на которой был установлен памятник самому верному другу собаке. Этот верный пес ждал своего хозяина 10 лет, который однажды сел на поезд и уехав на нем, больше не вернулся. Таким образом появился на станции Сибуя памятник собаке за его преданную верность.
  2. Первый поезд который едет без рельс был построен японской фирмой Тошиба. Скоростной поезд на магнитной подушке имеет способность разгоняться до скорости в 517 километров в час.

Станция №2 «Математическая загадка».  В профессиях связанных с железной дорогой ценится математический склад ума. Проверим эти способности. 

Задача №1. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 80 км/ч, проезжает мимо лесополосы, длина которой равна 500 метров, за 36 секунд. Найдите длину поезда в метрах.

Решение: 36 секунд, за которые поезд проезжает мимо лесополосы, - это время от момента, когда голова поезда поравнялась с началом лесополосы, до момента, когда хвост поезда поравнялся с концом лесополосы. За это время поезд проезжает расстояние, равное сумме собственной длины и длины лесополосы.

Переведем 36 секунды в часы.  

За это время поезд проехал  

 

Ответ: 300 метров.

Задача №2По двум параллельным железнодорожным путям друг навстречу другу следуют скорый и пассажирский поезда, скорости которых равны соответственно 60 км/ч и 30 км/ч. Длина пассажирского поезда равна 400 метрам. Найдите длину скорого поезда, если время, за которое он прошел мимо пассажирского поезда, равно 38 секундам. Ответ дайте в метрах.

Решение: Решим задачу в системе отсчета, связанную с головой пассажирского поезда. Представим, что мы находимся в кабине машиниста неподвижного поезда, а мимо нас проносится скорый поезд. Скорость, с которой один поезд движется относительно другого, равна

 

Тогда 38 секунд, за которые движущийся поезд проезжает мимо неподвижного, - это время от момента, когда голова первого поезда поравнялась с хвостом второго, до момента, когда хвост первого поезда поравнялся с головой второго (смотри рисунки) За это время скорый поезд проезжает расстояние, равное сумме длин двух поездов.

Переведем 38 секунд в часы:

 

За это время поезд проехал  

 

Ответ: 550 метров.

Интересные факты о железной дороге

1.  Самой высокогорной в мире железной дорогой является Цинхай-Тибетская, высота подъема которой 5 километров. По этой железной дороге ездит поезд из индивидуально разработанными вагонами, специфика которых осуществляется в подаче кислорода, и кроме этого в каждого пассажира имеется в индивидуальном использовании кислородной маской.

2. В Таиланде есть интересное место где  рельсами проложены по середине местного рынка, проезжает поезд каждый день. Перед его проездом подается предупредительный громкий сигнал сирены, после чего продавцы в спешке убирают свой товар и навесы с проездной части поезда, а после проезда поезда в таком же быстром ритме ставят обратно навесы и свой товар, после чего торговля продолжается в спокойном ритме. А вот некоторые овощи и фрукты так и лежат в то время когда проезжает поезд, так как те что возле проездной части не мешают проезду поезда и он их совсем не задевает.

Следующая станция №3 «Угадай кто я?»

Игра «Угадай кто я» 

Нужно вытянуть карточку с буквой, придумать по две профессии железной дороги на данную букву и показать жестами другой команде.

 

Д – диспетчер, дежурный по станции

М – монтер пути, машинист

Э – электромеханик, электромонтер

П – помощник машиниста, проводник

О – осмотрщик, оператор дефектоскопной тележки

С – сигнальщик, составитель поездов

Дежурный по железнодорожной станции (ДСП) — сменный помощник начальника железнодорожной станции, который единолично распоряжается приемом, отправлением и пропуском поездов по железнодорожной станции и контролем поездов на прилегающих к станции перегонах, а также руководит маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог.

Поездной диспетчер — ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта, который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станцияммашинистами локомотивов, главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Путе́ец — работник железнодорожного транспорта:

Монтёр пути — рабочий на железной дороге, выполняющий работы по текущему обслуживанию и профилактическому ремонту железнодорожных путей (замене рельс и шпал, перешивке путей и др.), а также прокладке новых путей (обычно вспомогательных небольшой протяжённости).

Машинист поезда – железнодорожник, управляющий пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначения. Машинист ведёт поезд, управляя локомотивом.

Электромеханик СЦБ (ШН СЦБ) — должность работников железнодорожного транспорта, обслуживающих устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ).

Относится к среднему руководящему составу. Подразумевается наличии подчинённых – электромонтёров_СЦБ. Последнее время для работников, занимающих данную 

должность,требуется наличие среднего технического образования. Те, кто его не имеют, вынуждены поступать учиться заочно.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования — профессия рабочего в областях электротехники и энергетики, занимающегося эксплуатацией или ремонтом электрооборудования. Эта профессия относится к категории особо опасных, поскольку деятельность электромонтёров связана с постоянным риском, требует внимательности и знания способов защиты от поражения электрическим током, а также способов оказания пострадавшим от электротравм первой помощи. Представители этой профессии регулярно, раз в 5 лет, проходят техническую переподготовку связанную, в основном, с постоянным совершенствованием электрооборудования, а также ежегодную проверку знаний правил электробезопасности

Помощник машиниста – это профессиональный железнодорожник, который является неотъемлемой частью локомотивной бригады. Он находится в подчинении у машиниста и выполняет вспомогательные функции по обслуживанию локомотива. 

Проводник — железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути следования и обслуживающий пассажиров.

Осмотрщик вагонов производит техническую диагностику и обслуживание вагонов. Проверяет детали вагона на исправность, анализируя звук, издаваемый деталью, от удара инструмента. При нахождении неполадки, производит ремонт/замену детали или вагона целиком.

Оператор дефектоскопной тележки это рабочий железной дороги, который ведёт процесс выявления дефектов рельсов дефектоскопной тележкой.

Сигналист на железной дороге – это сотрудник, управляющий визуальной и звуковой сигнализацией, что позволяет обеспечить безопасность любых действий бригады на железной дороге. 

Составитель поездов — сотрудник предприятия железнодорожного транспорта, отвечающий за формирование и расформирование поездов, различных составов, безопасность при производстве маневровой работы

 

Интересные факты о железной дороге

1. В одно время по Швейцарии отправили Vip поезд, в котором собрались знатные из высшего общества Швейцарии. По торжественному случает в составе этого поезда присутствовали лишь вагоны рестораны. Самое досадное в этих вагонах было то что организаторы забыли о туалетах. Подъехав поезд к конечной своей станции, где собралось не мало людей их встречать, встречавшие были ошеломлены тем что увидели, тем как почетные пассажиры, после остановки очень стремительно ринулись их всех дверей вагонов.

2.  Есть легендарная железная дорога Австралии, которая без ежиного поворота с продолжительностью в 500 километров, а проложена она на пустынной равнине. Эта железная дорога занесена в книгу рекордов Гиннесса.

Следующая станция №4 «Вагон»

Каждой команде я выдам номер вагона, вам нужно дать полную расшифровку всех цифр.

 

  1. 65966343                      2)  24957355

Первый знак указывает на  род подвижного состава:
 2 - крытые грузовые вагоны;
 4 - платформы;
 6 - полувагоны;
 7 - цистерны;
 8 - изотермические вагоны;
 3 и 9 - прочие (специализированные и др.) вагоны
Вторая цифра указывает на количество осей и основные характеристики подвижного состава.

 Цифры 0 - 8 обозначают четырехосные, цифра 9 – восьми осные вагоны.
 Все шести осные вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шести осных вторая цифра номера - 6, у транспортеров вторая цифра номера - 9).
Помимо количества осей вторая цифра определяет:
 - у крытых вагонов - объем кузова
 - у платформ - длину рамы
 - у четырехосных полувагонов - наличие разгрузочных люков  и торцовых дверей
 - у цистерн – специализацию                                                                                              Третий, четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и характеристик не содержат.
В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона переходной площадки.
Восьмая цифра - контрольная.
 Контрольным числом - является число, дополняющее под разрядную сумму до ближайшего целого десятка. Если, под разрядная сумма кратна 10, то контрольный знак равен 0. В примере контрольным знаком будет 8.
 Номер вагона    7    4    8    5    4    6    8
 Множитель    2    1    2    1    2    1    2
 Произведение    14    4    16    5    8    6    16
 Сумма    1 + 4 + 4 + 1 + 6 + 5 + 8 + 6 + 1 + 6 = 42

 

Интересные факты о железной дороге

  1. Максимальная скорость поезда который ездил по железной дороге был зафиксирован в США в штате Нью-Мексико, она достигла в 9851 километров в час. Это поезд имел экспериментальный ракетный двигатель.
  2. Эксперты рекомендуют в целях собственной безопасности, когда покупаете билеты, отдавайте свое предпочтение ближе к центру вагонам. Так как в случае аварии поезда, центральные вагоны меньше страдают от нее, а вот хвостовые и конечно головные больше. И кстати, при покупке билета выбирайте лучше места против движения. По статистике, поездки на поездах в 45 раз больше безопаснее чем на автомобилях.

Следующая станция №4 «Будущее рядом». Наше путешествие будет не полным, если мы не заглянем в будущее.  Как вы себе представляете железные дороги, которыми будут пользоваться ваши дети или внуки? (после того как учащиеся сделают свои предположения им показывают современные поезда: двухэтажные, на воздушной подушке и т.д. Можно дополнить заранее подготовленными сообщениями. Приложение №4)

 

Подведение итогов.

Давайте посчитаем у какой группы больше значков.

Учащиеся считают количество значков и таким образом, у нас выявляется победитель.

Мы возвращаемся в наше время. Давайте сделаем вывод по нашему путешествию (ответы детей). Да, жизнь современного человека без железных дорог представить сложно. Надеемся, что наше занятие побудило в вас интерес к изучению истории железных дорог. А, возможно, созданию дорог будущего….. Всего доброго.

344 0
АЙЖАН ХАСЕНОВА , Аркалыкский многопрофильный колледж Казпотребсоюза учитель специальных дисциплин, город Аркалык Ұлы дала ұстазы № 002046
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: