Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы являются одним и механизмов, система последовательных, взаимосвязанны способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся. Сущность методов обучение рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающий педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает в взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся, по достижению целей обучения. Использование слов метод или методика отношению к обучению учащихся является приемлемым и в той и другой форме. В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения:
- рассказ-повествование - используется для изложения намеченного содержания;
- рассказ-заключение - подводит итоги по изученному материалу.
К рассказу как методу обучения предъявляются определенные требованиях рaссказ должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых.
В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще оно используется в сочетании с другими методами обучения - иллюстрацией, обсуждением, беседой. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
Объяснение - это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению чаше всего приоегают при изучении теоретического
материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с людьми разных возрастных групп.
К объяснению предъявляются определенные требования:
- точная и четкая формулировка сути проблемы;
- последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.
Лекция - это монологический способ изложения объемного материала.
От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой;
- обилием сообщаемой информации;
- логикой изложения материала;
- системным характером освещения знаний.
Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему построению, приемам изложения материала. Лекция может применяться для обобщения, повторения пройденного материала.
Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.
Демонстрация как метод обучения предполагает показ. опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ и пр. Метод демонстраций служит преимущественно используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс, расширяется кругозор, динамики изучаемых явлений, он создается чувственно- эмпирическая основа познания.
Особую группу составляют активные методы обучения, главное назначение которых - формирование практических умений и навыков. К этой группе методов относятся упражнения, практические и лабораторные методы. Упражнение -многократное (повторное) выполнение учеоных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований.
К ним относятся:
- сознательный подход учащихся к выполнению упражнений;
- знание правил выполнения действий;
- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений;
- учет достигнутых результатов;
- распределение повторений во времени.
Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность самостоятельность, чем время демонстрации, где он и выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Практические методы- это методы обучения, направленные на применению полученных знаний к решению практических задач. Они выполняют функцию углубления познавательную деятельность, способствуют формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, организаторские умения.
Классификация методов обучения по источнику получения знаний.
Существует три источника знаний:
- слово;
- наглядность;
- практика.
Соответственно выделяют:
- словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
- наглядные методы (источниками знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
- практические методы (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Словесные методы занимают центральное место в системе методов
обучения. К ним относятся:
- рассказ,
- объяснение,
- беседа,
- дискуссия,
- лекция,
- работа с книгой.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи.
Различают:
- индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику),
- груповые беседы (вопросы адресованы определенной группе),
- фронтальные (вопросы адресованы всем).
Беседа как метод обучения имеет несомненные достоинства:
- активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
- развивает их речь, память, мышление;
- имеет большую воспитательную силу;
- является помогает контролировать знания учащихся.
Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.
Работа с учебником и книгой - один из важнейших методов обучения.
Главное достоинство данного метода- возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстрации и метод иллюстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Главное назначение этой группы методов - формирование практических умений и навыков. К практическим методам относятся упражнения, практические и лабораторные работы.
Классификация методов обучения по дидактической цели
В данной класификации выделяют следующие методы обучения:
- метолы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков;
- метолы применения знаний;
- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
В качестве критерия подразделения методов группы по это классификации выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагога очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.
При такой классификации методов устраняется известной степени разрыва между отдельными их группами; деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
Классификаия методов обучения по характеру познавательной деятельности учашихся
По этой классификации методы обучения подразделяются в зависимости о характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности - это уровень мыслительной активности учащихся.
Выделяют следующие методы:
- объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
- pепродуктивные;
- проблемного изложения;
- частично-поисковые (эвристическне);
- исследовательские.
Сушность объяснительно-иллюстративного метода состоит том, что преподавательразными средствами сообщает готовую информацию, учашиеся се воспринимают, осознакт и фиксируют в памяти. Сообщени информации учитель осушествляет с помощью:
- устного слова (рассказ, бесела, объяснение, лекция),
- печатного слова (учебник, дополнительные пособия),
- наглядных средств (таблиы, схемы, картины, кино и диафильмы).
- практического показа способов деятельности (показ опыта, способ решения задачи и т. п.).
Peпродуктивный метод предлолагает, что преподаватель coобщает объясняет знания в готовом виде, а учашиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по заданио прелодавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведсние (репродукция) знаний.
Оба эти метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть метода проблемного изложения заключается в том, что преподаватель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли преподавателя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.
Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично поисковый (эвристический) метод.
Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему, не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Часть знаний сообщает преподаватель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель учащиеся— преподаватель — -учащиеся и т. д.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. Сущность его состоит в следующем:
- преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему;
- учащиеся самостоятельно ее разрешают;
- преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы.
Таким образом, исследовательский метод используется не только для обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.