«Ұстаз үздіксіз ізденгенде ғана шәкірт жанына нұр құя алады»
А. Байтұрсұнов.
Для современной жизни недостаточно того багажа знаний, которые получают в школе за годы обучения. Ведь из того что они знают, лишь 1%-15% будет актуально завтра. Чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, дети должны уметь находить источники информации, работать с ней, оценивать ее. Из инструктивно-методического письма 2021-2022 гг: «При изучении предметов математики с целью формирования и развития математической грамотности рекомендуется научить обучающихся следующему: ... решать практико-ориентированные задания с использованием приобретенных математических знаний, умений, вычислительных, измерительных и графических навыков; аргументировать свою точку зрения, участвовать в обсуждении и делать логически обоснованные выводы; работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики».
В современном мире особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников критического мышления, которое предполагает следующие умения: анализирование, сравнивание (выделять общее и особенное), проведение аналогии, классифицирование, выделение главного и обобщение, установлении причинно-следственные и иные связи и т.п. Это оказывает помощь ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Для развития познавательных способностей и творческой деятельности учащихся, а также для расширения их математического кругозора, начиная с 5 класса необходимо обучение школьников навыкам и умениям критически мыслить.
Ответ на вопрос об эффективности обучения предполагает применение необходимости и важности критического мышления на уроке. Отличительной особенностью критического мышления является целенаправленность, обоснованность и контролируемость. Является наиболее эффективным инструментом для формирования у учеников собственной точки зрения, умения критически оценить.
В Законе Республики «Об образовании», направленном на поиск и применение нового направления, проекта, обеспечивающего развитие индивидуальных способностей ребенка с использованием мирового образовательного опыта, подчеркивается, что «интеллектуальное развитие каждого ребенка в зависимости от его индивидуальных способностей, развитие одаренности личности» является главным принципом образовательной политики.
Такие уроки содействуют развитию темпа интеллекта и критического мышления, на уроке получают знания в нестандартных ситуациях. Эти знания применяют на практике, вычленяют часть из целого, выделяют главное в изучении математики, выявляют связь между ними, умеют находить ошибки, различают факты и следствия, оценивают важность ситуации, может отстаивать свое мнение с помощью аргументов, дает обоснованный ответ, предлагают план решения, составляют схемы к задачам. В математике важно умение объяснить свой вывод и доказать с помощью определении, формул и правил. В изучении математике
Навыки критического мышления нужны во многих профессиях. В деятельности врача критическое мышление - это умение принятия взвешенного решения при осмотре больного, дать анализ болезни. В быстро меняющемся мире бизнесмену для успешного построения бизнеса нужно обладать критическим мышлением. Архитекторам нужно проектирование будущего здания, вести контроль над строительством, работать над документами. В современном мире мышление необходимо в повседневной жизни, например, в учебе, в решении ежедневного вопроса. Человек, который имеет критическое мышление, он с успехом работает по своей профессии, его ценят на работе, себя чувствует счастливым в жизни. Такие люди чаще делают открытия, а творческие люди – добиваются признания аудитории.
Применение технологии развития критического мышления на уроках математики: формирует умение самостоятельно извлекать информацию из источников, позволяет провести анализ задачи и наметить план решения. В процессе выполнения задания дети делятся своими идеями, сотрудничают и высказывают свою точку зрения, сформированная мысль на основе наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиции, способности к творческой переработке информации. Развивают в себе самостоятельное, ответственное, уверенное качества.
Актуальность темы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Уровень логического мышления влияет на успеваемость учащихся не только по математике, но и по всем предметам, поэтому развивать логику учащихся необходимо во внеурочное время.
Важным фактором реализации данной программы является стремление учащихся развивать навыки самостоятельной работы, мышления, решения творческих задач, а также совершенствовать навыки аргументации своей позиции по той или иной проблеме. Большое внимание уделяется обучению учащихся самоконтролю и самооценке.
Развитие критического мышления учащихся предлагает применение элементов новизны в приемах и методах на стадии урока для развития критического мышления. Используются такие приемы как: «До - После», «Схема Паучок», «Установи соответствие», «Верные и неверные высказывания», «Верно – Не верно», «Согласен – не согласен», «Найти ошибки», «Веер», «Кубик Блума», «Диаграмма Венна» и т.д. Рассмотрим некоторые из них:
Прием «До - После».
Этот прием можно использовать для актуализации знания учащихся, а также на рефлексии. Этот прием формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод. В таблице в части «До» учащиеся записывают свои предположения. В части «После» заполняется в конце урока, когда изучен материал.
Вопросы | «До» | «После» | Вывод |
Я думаю, что… |
| Я прав (не прав), так как … | |
Что показывает знаменатель дроби ? |
|
|
|
Что показывает числитель дроби ? |
|
|
|
Что означает черта дроби? |
|
|
|
Можно ли написать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби? |
|
|
|
Можно ли написать нуль в виде обыкновенной дроби? |
|
|
|
Встречается ли дробь в повседневной жизни? |
|
|
|
Прием «Ромашка Блума»
Можно использовать после ознакомления нового материала «Последовательность натуральных чисел».
Простые вопросы: «Как задать последовательность?».
Объясняющие вопросы: «Почему 0,2,4,6,8 не являются последовательностью из натуральных чисел?»
Творческие вопросы: «Что бы изменилось, если в последовательности 0,2,4,6,8 поставить многоточие?».
Оценочные вопросы: «Почему применение правила для составления последовательности из натуральных чисел лучше, чем запись последовательности?».
Практические вопросы: «Где в обычной жизни можно использовать умение составлять последовательности из чисел?».
Уточняющие вопросы: «Может ли в результате составления последовательности из натуральных чисел по правилу облегчить задание?».
Каждая группа выполняет полученное задание на клетчатой бумаге фломастером одного цвета, затем группы меняются местами. При этом учащиеся используют свой фломастер и отмечают восклицательным знаком согласие с выполненным решением, несогласие – минусом и записью своего решения. А если есть вопросы, то ставят вопрос. Каждая группа прорабатывает все четыре проблемы. В процессе выполнения задания участники делятся своими идеями, сотрудничают и высказывают свою точку зрения. После окончания работы учащиеся возвращаются к своему листу с решениями и защищают свой ответ. В результате учитель одобряет работу детей.
Прием «Зиг-заг».
Учащиеся делятся на группы, каждая из которых будет «открывать» содержание способа сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел. Участники каждой группы совместно решают обозначенную им проблему, используя приготовленные для каждой группы карточки с печатной основой:
Далее организуется взаимное обучение: участники первой подгруппы расходятся в другие три подгруппы и там объясняют свое решение. После этого под руководством учителя учащиеся сформулируют три правила сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел.
Прием «Верные и неверные высказывания».
Соотнесите начало и конец предложений.
Прием «Согласен – не согласен».
Для того чтобы быстро включить учащихся в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока, можно использовать этот прием. С его помощью у учащихся формируется умение оценивать ситуацию или факты; умение анализировать информацию; умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен «+», не согласен «-». Даны два одинаковых квадрата, где и части закрашены.
Утверждения | Согласен | Не согласен | Вывод |
Закрашенные части и одинаковые |
|
|
|
Из дроби можно получить дробь |
|
|
|
Из дроби можно получить дробь |
|
|
|
Числитель и знаменатель обыкновенной дроби, если умножить (делить) на одно и то же число получится, равная ей дробь |
|
|
|
Дробь равна |
|
|
|
Полученные результаты дети не оглашают, учитель только проговаривает лучший вариант и просит соотнести его с тем, что получилось у каждого из учащихся.
Игра «Верю - не верю»
Верю - не верю | Верю + Не верю - | Вывод |
1.Верите ли вы, что дроби бывают правильные и неправильные? |
|
|
2.Верите ли вы, что дробь может быть больше 1? |
|
|
3. Верите ли вы, что есть числа нецелые и не дробные? |
|
|
4. Верите ли вы, что знаменатель может равняться числителю дроби? |
|
|
5. Верите ли вы, что знаменатель может быть меньше числителя дроби? |
|
|
6. Верите ли вы, что если а > в, то а : в нельзя записать в виде обыкновенной дроби? |
|
|
На уроке создаются условия для успешного развития: интеллектуальные способности учеников, коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Такие методы и приемы позволяют разнообразить уроки, настроить учащихся на новый способ познания, соответствуют возрасту. Возрастные особенности учащихся требуют включения работы различных органов чувств, а значит, разнообразия видов деятельности учащихся на уроке. Именно для этого возраста качество знаний существенно зависит от применения различных технических средств обучения и наглядных пособий.
Выбранные технологии критического мышления на уроке необходимы в современной жизни: от начала урока и до конца урока самостоятельно добывать знания индивидуально, в паре, в группах, используя предшествующее знание, решение проблемы, высказывать свою точку зрения и привести аргумент, утверждение, доказательства, обмениваться мнениями с другими на всех этапах урока. Способствует развитию адекватной самооценки, вовлекает в процесс обучения всех без исключения учеников, вне зависимости от их развития, понимают себя и других, способствуют самообучению и самосовершенствованию учащихся, необходимые во взрослой жизни.
Развитие критического мышления имеет свои особенности: самостоятельное получение знания в процессе обучения, умение управлять полученной информацией, нахождение в ней смысла, применение в жизни. На уроке принимают участие все ученики со своими познавательными интересами, у учащихся равные отношения, как в общения, так и в получения знания. Используется принцип сотрудничества, совместное планирование, осмысление, и разрешение проблемы. Умение объективно оценивать положительные и отрицательные стороны в познаваемом объекте. Используя приемы и методы обучения, учеба становится совместной деятельностью учителя и учащихся. Методы и приемы направлены на достижение учителя и учащихся на образовательные цели.
Использование конкретных методических стратегий и приемов развития критического мышления ведет к достижению определенных образовательных результатов: в образовательном процессе соединяют навыки различных видов интеллектуальных деятельности с навыками сотрудничества. В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех этапах урока. Вся учебная деятельность строится на взаимоотношениях «учитель -ученик», «ученик – ученик», «ученик - группа». Повышается ответственность за качество собственного образования. Формируются навыки работы с разными источниками информации. Раскрывается творческий потенциал.
Учащиеся умеют:
-самостоятельно получить и обобщить полученные знания;
-распределить информацию по степени новизны и значимости;
-выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим,
-аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других
- анализировать полученную информацию, задавать вопросы и выдвигать гипотезу;
- выделять причина – следственные связи;
- сотрудничать и работать в группе.