Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1375

Для чего нужно сольфеджио?

   Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет является дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкальных представлений, слухового внимания,  художественного вкуса, расширению общего музыкального кругозора. 

Сольфеджио - самая великая и черновая из всех дисциплин учащихся. Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.

Р.Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов» писал: «Если ты подбираешь на рояле маленькие прелюдии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся еще больше – значит в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание».

В содержание курса вошли формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, вокально - интонационные упражнения, чтение с листа, чувство ритма.  Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.    

С.Майкапар : «Неумение многих читать ноты находится в прямой зависимостиот низкого состояния развития внутреннего слуха» .        

Непосредственно направленное  на разностороннее развитие  музыкального слуха, сольфеджио  имеет  две цели:

профессиональная -   воспитывать  музыканта - исполнителя  высокого класса

социальная - воспитывать активного слушателя и любителя музыки.

Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач:

воспитание слуха.

выработка навыков пения.

освоение теории музыки . 

освоение    музыкально-языковых средств.

развитие музыкального мышления.

Однако, существуют   и  проблемы. Самая «болевая точка»   предмета: слабая междисциплинарная связь.

В методике преподавания сольфеджио существуют 4 основные формы работы:

1) интонационно-слуховые упражнения, в которых учащийся голосом воспроизводит то, что слышит внутренним слухом; (Осмысленное, художественно – выразительное пение по нотам незнакомых сочинений возможно только при хорошем внутреннем слухе)

2) анализ на слух воспринимаемой музыки или отдельных ее элементов, или осознание того, что слышит учащийся;

3) пение по нотам, куда входит как пение по нотам выученных мелодий, так и чтение с листа;

4) музыкальный диктант, то есть самостоятельная запись музыкального произведения (или какой-либо его части), исполняемого специально для записи или звучащего в памяти.

Все эти формы, выполняя одну и ту же задачу, взаимосвязаны и дополняют друг друга. 

Основная задача, стоящая перед  поступающими в музыкальную школу - обучиться игре на музыкальном инструменте. Обучение, с первых же уроков, оказывается связано с изучением нотной грамоты, причем иногда специфика игры на инструменте вынуждает учащегося несколько опережать тот курс сольфеджио, который читается на данном году обучения. 

Музыкальная среда, окружающая ребенка с раннего детства уже насыщена звучащей гармонией. Она предполагает к раннему восприятию, а следовательно и желанию узнать. понять и освоить самому красивые созвучия. Невольно у каждого маленького музыканта возникает потребность подобрать аккомпанемент к услышанной  или понравившейся песне, и отсутствие необходимых знаний доставляет немало огорчений.

 Усилия педагога направлены на приобретения учащимися практических навыков - это овладение клавиатурой, свободное построение на ней интервалов и аккордов, ориентация в разных тональностях, транспонирование мелодий, переложение аккордовых последовательностей в разные типы фактурного изложения, выполнение несложных импровизаций. В этой работе обязательным условием является опора на фортепианную клавиатуру, которая используется как эффективное, наглядно-вспомогательное и практическое средство в изучении и усвоении учебного материала. Именно в ней «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте.

Навыки пения по нотам, интонирования, а также воспроизведения мелодии со слуха, отрабатываются учащимися и на занятиях по хору. Также именно на хоре начинается обучение двухголосию, занимающему существенное место в программе обучения сольфеджио. Вместе с тем пение интервалов и трезвучий (в том числе в определенном заданном ритме) на уроках сольфеджио развивает голос учащихся, вырабатывает навыки верного интонирования, необходимые для хорового пения. У детей 6-7 лет голосовые связки еще недостаточно развиты, и поэтому даже при наличии музыкального слуха ребенок не всегда может воспроизводить точно ноты голосом. На уроках сольфеджио он постепенно приобретает этот навык, а так же  расширяет диапазон голоса. который у ребенка 6-7 лет сравнительно мал. Так, для того,  чтобы петь упражнения в учебниках по сольфеджио, учащийся должен обладать диапазоном от «си» или даже «ля» малой октавы до «ми» второй.

На начальном этапе обучения в ДМШ отсутствует такой предмет, как музыкальная литература; его часто заменяет «Слушание музыки». Вместе с тем, обучение музыкальной литературе в старших классах ДМШ невозможно без навыков, полученных в курсе сольфеджио - например, пения по нотам (в т.ч. с листа) или расшифровки нотной записи при помощи внутреннего слуха.

Наконец, многие навыки сольфеджио закрепляются на практике в дисциплинах, изучаемых в старших классах, и средних учебных заведениях: элементарной теории, гармонии, анализе.

Таким образом, с сольфеджио, оказывается, связаны все предметы, входящие в курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с другой - опирается на эти дисциплины.

Не секрет, что большинство детей не любят «Сольфеджио», считают этот предмет скучной, «строгой »дисциплиной. Вопрос в том, как превратить уроки сольфеджио в увлекательные занятия, вызвать интерес к выполнению различных заданий.

В  любой  учебно-воспитательной  деятельности  решающим фактором  является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым,  творческим  и  в меру требовательным  человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей! 

Огромную  роль  в  успешной  преподавательской   работе  играет его умение наладить с детьми контакт, найти  с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать.  Основано  это  умение  на  уважении  к  личности  ребенка. Все  дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.        

       Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку,  Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.

        В  заключение  хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности  слуха,  развитые  вследствие  сложных  многолетних  его тренировок,  позволяют  не  только  слышать,  воспроизводить  голосом понравившуюся  музыку,  но  и  понимать  ее,  проникая  в  заповедные   ее  тайны.  И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность.  И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем, учиться без страха – с радостью и увлечением.    "Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин). 

Уроки сольфеджио должны приносить удовольствие и удовлетворение. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования , от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими  необходимости обучения.

Список литературы:

1.А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио» 

2.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»

3. Никольская-Береговская К. «Методика вокально-хоровой работы» 

4. Юрлов А. «Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора» 1955 

5.Вахромеев В.А «Методика преподавания сольфеджио»

6. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999. 

7. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.

8. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения  сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.

http://www.rusnauka.com

V «Международная научно-практическая интернет-конференция»

«Новейшие научные достижения – 2009»

9. Интернет-ресурсы: 

http://skryabincol.ru/index.php?option=com

http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..

100 0
Елена Лимаренко,преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, ДШИ Ұлы Дала Ұстазы № 001907
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: