Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детской музыкальной школы, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности. Данный предмет является дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкальных представлений, слухового внимания, художественного вкуса, расширению общего музыкального кругозора.
Сольфеджио - самая великая и черновая из всех дисциплин учащихся. Сольфеджио – это первый систематический курс в цикле музыкально-теоретических предметов, призванный дать учащемуся прочную основу для дальнейшего музыкального развития.
Р.Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов» писал: «Если ты подбираешь на рояле маленькие прелюдии, это очень мило, но если они являются сами по себе, не за инструментом, то радуйся еще больше – значит в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание».
В содержание курса вошли формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, вокально - интонационные упражнения, чтение с листа, чувство ритма. Поэтому было бы правильнее весь этот комплекс навыков, знаний и умений назвать СИСТЕМОЙ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.
С.Майкапар : «Неумение многих читать ноты находится в прямой зависимостиот низкого состояния развития внутреннего слуха» .
Непосредственно направленное на разностороннее развитие музыкального слуха, сольфеджио имеет две цели:
профессиональная - воспитывать музыканта - исполнителя высокого класса
социальная - воспитывать активного слушателя и любителя музыки.
Сольфеджио - многопрофильная дисциплина, охватывающая несколько вполне самостоятельных, но взаимосвязанных задач:
воспитание слуха.
выработка навыков пения.
освоение теории музыки .
освоение музыкально-языковых средств.
развитие музыкального мышления.
Однако, существуют и проблемы. Самая «болевая точка» предмета: слабая междисциплинарная связь.
В методике преподавания сольфеджио существуют 4 основные формы работы:
1) интонационно-слуховые упражнения, в которых учащийся голосом воспроизводит то, что слышит внутренним слухом; (Осмысленное, художественно – выразительное пение по нотам незнакомых сочинений возможно только при хорошем внутреннем слухе)
2) анализ на слух воспринимаемой музыки или отдельных ее элементов, или осознание того, что слышит учащийся;
3) пение по нотам, куда входит как пение по нотам выученных мелодий, так и чтение с листа;
4) музыкальный диктант, то есть самостоятельная запись музыкального произведения (или какой-либо его части), исполняемого специально для записи или звучащего в памяти.
Все эти формы, выполняя одну и ту же задачу, взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Основная задача, стоящая перед поступающими в музыкальную школу - обучиться игре на музыкальном инструменте. Обучение, с первых же уроков, оказывается связано с изучением нотной грамоты, причем иногда специфика игры на инструменте вынуждает учащегося несколько опережать тот курс сольфеджио, который читается на данном году обучения.
Музыкальная среда, окружающая ребенка с раннего детства уже насыщена звучащей гармонией. Она предполагает к раннему восприятию, а следовательно и желанию узнать. понять и освоить самому красивые созвучия. Невольно у каждого маленького музыканта возникает потребность подобрать аккомпанемент к услышанной или понравившейся песне, и отсутствие необходимых знаний доставляет немало огорчений.
Усилия педагога направлены на приобретения учащимися практических навыков - это овладение клавиатурой, свободное построение на ней интервалов и аккордов, ориентация в разных тональностях, транспонирование мелодий, переложение аккордовых последовательностей в разные типы фактурного изложения, выполнение несложных импровизаций. В этой работе обязательным условием является опора на фортепианную клавиатуру, которая используется как эффективное, наглядно-вспомогательное и практическое средство в изучении и усвоении учебного материала. Именно в ней «зашифрована» вся необходимая информация по музыкальной грамоте.
Навыки пения по нотам, интонирования, а также воспроизведения мелодии со слуха, отрабатываются учащимися и на занятиях по хору. Также именно на хоре начинается обучение двухголосию, занимающему существенное место в программе обучения сольфеджио. Вместе с тем пение интервалов и трезвучий (в том числе в определенном заданном ритме) на уроках сольфеджио развивает голос учащихся, вырабатывает навыки верного интонирования, необходимые для хорового пения. У детей 6-7 лет голосовые связки еще недостаточно развиты, и поэтому даже при наличии музыкального слуха ребенок не всегда может воспроизводить точно ноты голосом. На уроках сольфеджио он постепенно приобретает этот навык, а так же расширяет диапазон голоса. который у ребенка 6-7 лет сравнительно мал. Так, для того, чтобы петь упражнения в учебниках по сольфеджио, учащийся должен обладать диапазоном от «си» или даже «ля» малой октавы до «ми» второй.
На начальном этапе обучения в ДМШ отсутствует такой предмет, как музыкальная литература; его часто заменяет «Слушание музыки». Вместе с тем, обучение музыкальной литературе в старших классах ДМШ невозможно без навыков, полученных в курсе сольфеджио - например, пения по нотам (в т.ч. с листа) или расшифровки нотной записи при помощи внутреннего слуха.
Наконец, многие навыки сольфеджио закрепляются на практике в дисциплинах, изучаемых в старших классах, и средних учебных заведениях: элементарной теории, гармонии, анализе.
Таким образом, с сольфеджио, оказывается, связаны все предметы, входящие в курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с другой - опирается на эти дисциплины.
Не секрет, что большинство детей не любят «Сольфеджио», считают этот предмет скучной, «строгой »дисциплиной. Вопрос в том, как превратить уроки сольфеджио в увлекательные занятия, вызвать интерес к выполнению различных заданий.
В любой учебно-воспитательной деятельности решающим фактором является личность педагога, его индивидуальность. Прежде всего, он должен быть хорошим музыкантом, справедливым, творческим и в меру требовательным человеком. Он должен знать основы психологии и особенности детской психологии. И конечно любить детей!
Огромную роль в успешной преподавательской работе играет его умение наладить с детьми контакт, найти с ними общий язык, расположить их к себе, завоевать их доверие и вызвать у них желание работать. Основано это умение на уважении к личности ребенка. Все дети талантливы по-своему! И важно понимать и учитывать в работе, что у детей бывает разная скорость восприятия информации и готовность к деятельности.
Большую роль играет также правильное планирование учебного материала в целом, а также тщательная подготовка педагога к каждому уроку, Творчески вдумчивый педагог постоянно ищет новые пути, экспериментирует, совершенствует методику своей работы.
В заключение хочу подчеркнуть то, что сольфеджио в музыкальном образовании и воспитании занимает главенствующее положение среди всех прочих дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать, воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее, проникая в заповедные ее тайны. И для того, чтобы каждому ребенку было интересно на уроках сольфеджио – необходимо очень важное условие: независимо от его способностей, верить в его успех и любить свою профессию. Потому что, только успех ребенка мотивирует его деятельность. И важно давать возможность почувствовать успех на каждом уроке. И тогда каждый ребенок с огромным удовольствием и надеждой будет ждать нового урока и новой встречи с любимым преподавателем, учиться без страха – с радостью и увлечением. "Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее” (А.С. Белкин).
Уроки сольфеджио должны приносить удовольствие и удовлетворение. Успех обучения во многом зависит от согласованности требований педагога со способностями детей принять эти требования , от разбуженного в них энтузиазма и верно понятой ими необходимости обучения.
Список литературы:
1.А.Л. Островский «Методика теории музыки и сольфеджио»
2.Е.В.Давыдова «Методика преподавания сольфеджио»
3. Никольская-Береговская К. «Методика вокально-хоровой работы»
4. Юрлов А. «Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора» 1955
5.Вахромеев В.А «Методика преподавания сольфеджио»
6. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный музыкальный слух у маленьких музыкантов //Воспитание музыкального слуха. Вып. 4-й. – М., 1999.
7. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1975.
8. Н.Ф.Тихомирова .Основные методы обучения сольфеджио в музыкальных учебных заведениях.
http://www.rusnauka.com
V «Международная научно-практическая интернет-конференция»
«Новейшие научные достижения – 2009»
9. Интернет-ресурсы:
http://skryabincol.ru/index.php?option=com
http://umoc.3dn.ru/news/opyt_prepodavanija..