Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1352

Рухани жаңғыру - культура, традиции и ценности

Если мы хотим быть нацией 

со своим неповторимым местом на 

глобальной карте мира ХХI века, нужно чтобы мир узнал нас

 по культурным достижениям

Н.Назарбаев

 

Аннотация

В данной статье рассматривается программа «Рухани жанғыру» как новый подход к решению задач. Рассматриваются возможные пути решения данной проблемы. Путем рассуждений и результатов исследований определен комплекс действий и мер, направленных на обеспечение и развитие страны. Вызовы нового времени, глобальные вызовы, изменения во всей структуре жизни, в технологических платформах, образе жизни требуют, чтобы Казахстан соответствовал этому новому времени. И задача заключается не только в том, чтобы построить заводы и фабрики, но и в том, чтобы люди, которые будут жить в Казахстане в ближайшие годы соответствовали этому новому времени. Чтобы они ощущали себя казахстанцами и в том же время, гражданами большого мира.

Түйіндеме

Мақалада "Рухани жанғыру" деген бағдарлама туралы жазылады, ол жаңа тәсіл табудың шешімін қарастырады.  Отандық қамсыздандыру, айтылмыш мәселенің шешімінің ықтимал жолдары қарастырылады. Зерттеулердің жолымен нәтижелерінің қамсыздандыру және елдің дамуына деген оқтаулы әрекеттерін көрсетеді.  Жаңа уақыттың шақырулары, ғаламдық шақырулар, өзгерістің ара өмірдің барлық құрылымында, ара технологиялық тұғырнамаларда, өмірдің бейнесінің суреттейді.  Қазақстан осы жаңа уақытқа сәйкес болсын деп осы жағдайларға қарамастан және мәселелердің туындауына қарамастан тек алға жылжысын деп осы бағдарламалар жасалынып жатыр. 

Abstract

This article discusses program "Рухани жанғыру" as new going is described near the decision of tasks. The possible ways of decision of this problem are examined. By reasoning and results of researches the complex of the actions and measures, sent to providing and development of country, is certain. Calls of new time, global calls, change in all structure of life, in technological platforms, way of life require, that Kazakhstan corresponded to this new time. And a task consists not only in that, to build plants and factories but also in that people that will live in Kazakhstan in the nearest years corresponded to this new time. That they felt itself Kazakhstan and in the same the time, by citizens large.

 

 

Программа «Рухани жанғыру» это новый подход к решению задач. Вызовы нового времени, глобальные вызовы, изменения во всей структуре жизни, в технологических платформах, образе жизни требуют, чтобы Казахстан соответствовал этому новому времени. И задача заключается не только в том, чтобы построить заводы и фабрики, но и в том, чтобы люди, которые будут жить в Казахстане в ближайшие годы соответствовали этому новому времени. Чтобы они ощущали себя казахстанцами и в том же время, гражданами большого мира [1].

Казахстан вступил в новый исторический период. В этом году своим посланием президент объявил о начале Третьей модернизации Казахстана. Так дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверена, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно. Я убеждена: начатые президентом масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной. Надо отметить, что за годы Независимости были приняты и реализованы ряд крупных программ. С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана. В 2013 приняли программу «Халық тарих толқынында», позволившую системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны. А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе. Поэтому я решила поделиться своим видением того, как вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей [2].

Одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого - патриотизм. Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею - основную национальную стратегию государства. И одна из его основ закладывается в любви и преданности своему аулу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственному долгу перед Родиной, своей малой родине, родной земле - Туған жер.

  «Рухани жаңғыру» состоит из 4 Подпрограмм:

1. «Тәрбие және білім» - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма;

2. «Атамекен» - укрепление у казахстанцев гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины;

3. «Рухани қазына» - возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края;

4. «Ақпарат толқыны» - информирование населения о ходе реализации Программы, создание информационной инфраструктуры, общественного мониторинга реализуемых проектов.

Подпрограмма «Рухани қазына» делится на 3 спецпроекта «Туған жер», «Сакральная география», «Казахстанская культура в современном мире».

В рамках реализации «Сакральная география» управлением культуры было инициировано и проведено 2 больших совещания 9 и 13 июня текущего года с участием ученых из Астаны, Алматы, Кокшетау, краеведов, научных сотрудников музеев, общественных объединений, заместителей акимов районов и городов, руководителей отделов культуры и развития языков. [3].

На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. Главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад. Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Убеждена: важнейшая миссия духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания. [4].

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому гражданину нашей республики, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость. Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. [5].

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма. На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности. Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе. [6].

Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт. В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя. Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах. Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила. Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации. [7].

Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа. Многое было сделано за годы Независимости. Наша республика подготовила десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Нашей республикой было создано ряд университетов очень высокого уровня, система интеллектуальных школ и многое другое. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Назарбаев Н. "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"// Акорда 12 апреля 2017 г.
  2. Ахметова С. «Рухани Жангыру» // Журнал «Мысль». – 2017. -  № 12, ноябрь. - С. 6-9.
  3. Куттыкадам С. Взгляд в будущее // Журнал «Мысль». – 2016. - № 10, октябрь. – С. 7-9.
  4. Куттыкадам С. У истоков Независимости// Журнал «Мысль». – 2016. - № 8, август. - С. 6-8
  5.  Байпаков М., Коновалов С., Кучинская Ю. Политические партии и социально- экономическое развитие Казахстана // Научный журнал «Казахстан спектр». - 2016. - С. 20-29.
  6. Токаев Т.Х. Внешняя политика Казахстана: сборник статей. - Алматы, 1995. – С. 18-19.
  7. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. – Астана, 1996. - С. 196-198.
  8. Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенногогосударства. - 1992. - С. 54-61.
248 0
Зарина Дутбаева, «Озерный негізгі орта мектебі» КММ-нің Биология пәні мұғалімі, педагог-модератор Қостанай облысы Ұлы дала ұстазы № 001572
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: