Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1351

Современный подход преподавания русского языка

   В условиях модернизации образования идет поиск парадигмы обучения, соответствующей новым условиям в изменяющемся мире.  Одним из способов решения указанной проблемы является необходимость введения в образовательную практику интерактивных методов обучения и воспитания.     

     В настоящее время в педагогической науке формируется и используется понятие «интерактивное обучение».  Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Оно формирует умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из неё, обосновывать свои позиции, жизненные ценности, развивает умение слушать, сотрудничать, вступать в общение, проявляя при этом толерантность, необходимый такт, доброжелательность, умение разрешать конфликты. Коммуникативно-речевая игра определяется как интерактивный метод обучения.

     Коммуникативно-речевая игра – это метод обучения, предполагающий организацию совместной коммуникативной деятельности педагога и обучаемого, в ходе которой проявляется особенности речевого поведения обучаемых и формируются коммуникативно-речевые умения.   Каждая коммуникативно-речевая игра направлена на формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений. Единицей коммуникативно-речевой игры является игровое действие, которое реализуется через речевое действие. Речевые действия обеспечивают направленность игровой ситуации и игровое поведение личности.  Игровой результат должен быть осознан играющим. Каждый участник игры оценивает свои успехи в сравнении с другими, что позволяет игроку корректировать свое речевое поведение.  

      Целесообразно в процессе обучения использовать игры как эффективный метод обучения, потому что в процессе игры, обучаемые имеют возможность соотносить коммуникативные намерения. Являясь интерактивным методом обучения, коммуникативно-речевые игры позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс получения и реализации знаний.  

     Новое время, требует от учителя нового подхода к преподаванию предмета. Использование инновационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования - воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся.   Применение инновационных технологий целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработка умений и навыков.  Интерактивные предметные кабинеты позволяют максимально использовать информационные технологий в традиционном процессе обучения. Использование интерактивной доски при проведении уроков дает определенные результаты: учащиеся лучше усваивают программный материал, обретают практические навыки работы с интерактивной доской. 

       В качестве примера использования инновационной технологий рассмотрим урок русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». На уроке традиционное обучение сочетается с инновационной технологией.      

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: словесный, объяснительно- иллюстративный, коммуникативный         

Наглядные пособия: интерактивная доска, учебник, карточки, дидактический материал 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «СПП с придаточными изъяснительными», совершенствовать навыки правописания; формирование умений: определение места придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложений; средства их связи с главным; составление схемы СПП; способствовать воспитанию в учащихся уважения к профессии.  

                                                Ход урока: 

1.Организационный момент 

2. Домашняя работа

3. Закрепление пройденной темы

   Сравните и определите типы предложений:   

Ничто не нарушало тишины, что наступила вокруг

Недаром говорится, что дело мастера боится.

      4.Объяснение темы

  - СПП с придаточными изъяснительными отвечают на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?).   

- Они относятся к контактному слову или словосочетанию, которые указывают на их наличие, так как нуждаются в пояснении и распространении.

контактные слова   или     словосочетания

значения речи, мысли,  внутреннего состояния и др.

примеры 

глаголы 

отвечать, говорить, думать,   видеть,  записать, радоваться, сообщить,  слышать и др.

Она сообщила нам, что в Доме культуры инженера и техника проходит соревнование. 

прилагательные, наречия, существительные  

рад, доволен, убежден, видно, ясно, сообщение, мысль, ощущение, надежда и др.

Я был рад, что поселился у этого интересного человека.

 - В главном предложении при контактных существительных может стоять указательное слово тот, которое служит для выделения содержания придаточного предложения и выступает в роли дополнения, подлежащего или сказуемого.

            Никто не знал того, откуда пришла эта собака.

                   Основные средства связи:

союзы

что, чтобы, как, как будто, словно

Мы тоже хотели, чтобы она поскорее выздоровела.

союзные слова 

что, кто, какой, где, куда, как 

Я понимал, о чем идет речь.

 

частица       (в значении союза)

 ли

Никита при жизни отца не зналлюбит ли его.

5.  Упражнения на закрепление

Игра «Угадай-ка!»

Схемы предложений.

     1. [  –      =  указ.сл. о том ], (чтобы =   ).

      2.  [  –      =   указ.сл. о том], (что –  =  ).

     3. […, (что  –  = ),   –   = ]. 

      4.[ =  – , = ],  (где =).

Упражнение 1. Прочитайте, правильно интонируя СПП.   Укажите главные и придаточные предложения. Угадайте схему сложноподчиненных предложений.

1.Одна какая-нибудь забытая мелочь могла напомнить о том, что она жила в этом доме. 

2. Подъехали они к избе, спрашивают, где тут можно разыскать хозяйственную часть.

3. Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

4.Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила. 

       Игра «Кто быстрее?»

1.Сгруппируйте глаголы по значениям.Устно определить их вид, образуйте формы другого вида.  

Со значением речи

Со значением мысли

Со значением внутреннего состояния

Со значением восприятия

 

 

 

 

 

 

 

говорить, знать, радоваться, чувствовать, печалиться, ощутить, вспомнить

записать, сообщить,  спросить, объяснить,  приказать, понять, видеть

слышать,  свидетельствовать

2. Прочитайте, вставляя вместо точек подходящие по смыслу  глаголы   из предыдущего упражнения.  

1. Я рано   …  , что человека создает его сопротивление окружающей среде.

2. Дети    …  , кто их любит.

3. Эти рассказы в сотый раз    …   нас в том, что древняя история человечества темна и непонятна.

4. Я давно собирался    …   о том, как пишутся книги.     

 6. Работа с текстом: прочитайте текст и выполните задания.

                             «Ричард Тревитик»    

 Паровоз - первенец в семействе локомотивов 1803 года рождения. Именно в этом году, английский инженер Ричард Тревитик и его помощник Дж. Стил. поставили паровой котел на четырехколесную тележку. Эта первая модель паровоза действовала недолго. В 1808 году Тревитику удалось создать новый экипаж с паровым двигателем, детали которого потом применялись на других паровозах. Но эти пыхтящие шумные машины вызывали страх.

Тогда Тревитик, пытаясь привлечь внимание к новому транспорту, построил в пригороде Лондона кольцевую железную дорогу, на которой стал показывать свой паровоз с завлекательным названием «Поймай меня, кто может!».

Но серьезно никого не удалось заинтересовать. И изобретатель, истратив все свои сбережения, умер в нищете, всеми забытый.

Слайд   по тексту:  о жизни английского инженера Р.Тревитика, о создании первого паровоза,   о первой железной дороге 

- Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению и т.д. часто используются сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Задания к тесту: 

1. Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение об английском инженере Ричарде Тревитике. 

Я убежден ….     

Я считаю ….

Я согласен   с тем ….

Могу с уверенностью сказать ….   

2.Сделайте синтаксический  разбор выделенных  предложений.

7. Закрепление темы СПП с  изъяснительными придаточными

отвечают на вопросы

поясняют

присоединяются

     место      придаточного

указательное слово в главном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «Дерево пожеланий»  (тренинг)

Напишите, свои пожелания к сегодняшнему дню так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Начните свои пожелания: Я желаю ….  Я хочу ….   

150 0
Еримбетова Шолпан, Актюбинский колледж транспорта, коммуникаций и новых технологий преподаватель русского языка и литературы Актюбинская область, г.Актобе Ұлы дала ұстазы № 001571
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: