В условиях модернизации образования идет поиск парадигмы обучения, соответствующей новым условиям в изменяющемся мире. Одним из способов решения указанной проблемы является необходимость введения в образовательную практику интерактивных методов обучения и воспитания.
В настоящее время в педагогической науке формируется и используется понятие «интерактивное обучение». Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Оно формирует умение мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из неё, обосновывать свои позиции, жизненные ценности, развивает умение слушать, сотрудничать, вступать в общение, проявляя при этом толерантность, необходимый такт, доброжелательность, умение разрешать конфликты. Коммуникативно-речевая игра определяется как интерактивный метод обучения.
Коммуникативно-речевая игра – это метод обучения, предполагающий организацию совместной коммуникативной деятельности педагога и обучаемого, в ходе которой проявляется особенности речевого поведения обучаемых и формируются коммуникативно-речевые умения. Каждая коммуникативно-речевая игра направлена на формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений. Единицей коммуникативно-речевой игры является игровое действие, которое реализуется через речевое действие. Речевые действия обеспечивают направленность игровой ситуации и игровое поведение личности. Игровой результат должен быть осознан играющим. Каждый участник игры оценивает свои успехи в сравнении с другими, что позволяет игроку корректировать свое речевое поведение.
Целесообразно в процессе обучения использовать игры как эффективный метод обучения, потому что в процессе игры, обучаемые имеют возможность соотносить коммуникативные намерения. Являясь интерактивным методом обучения, коммуникативно-речевые игры позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс получения и реализации знаний.
Новое время, требует от учителя нового подхода к преподаванию предмета. Использование инновационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования - воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся. Применение инновационных технологий целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле над усвоением знаний, отработка умений и навыков. Интерактивные предметные кабинеты позволяют максимально использовать информационные технологий в традиционном процессе обучения. Использование интерактивной доски при проведении уроков дает определенные результаты: учащиеся лучше усваивают программный материал, обретают практические навыки работы с интерактивной доской.
В качестве примера использования инновационной технологий рассмотрим урок русского языка по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». На уроке традиционное обучение сочетается с инновационной технологией.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: словесный, объяснительно- иллюстративный, коммуникативный
Наглядные пособия: интерактивная доска, учебник, карточки, дидактический материал
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «СПП с придаточными изъяснительными», совершенствовать навыки правописания; формирование умений: определение места придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложений; средства их связи с главным; составление схемы СПП; способствовать воспитанию в учащихся уважения к профессии.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Домашняя работа
3. Закрепление пройденной темы
Сравните и определите типы предложений:
Ничто не нарушало тишины, что наступила вокруг.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
4.Объяснение темы
- СПП с придаточными изъяснительными отвечают на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем?).
- Они относятся к контактному слову или словосочетанию, которые указывают на их наличие, так как нуждаются в пояснении и распространении.
контактные слова или словосочетания | значения речи, мысли, внутреннего состояния и др. | примеры |
глаголы | отвечать, говорить, думать, видеть, записать, радоваться, сообщить, слышать и др. | Она сообщила нам, что в Доме культуры инженера и техника проходит соревнование. |
прилагательные, наречия, существительные | рад, доволен, убежден, видно, ясно, сообщение, мысль, ощущение, надежда и др. | Я был рад, что поселился у этого интересного человека. |
- В главном предложении при контактных существительных может стоять указательное слово тот, которое служит для выделения содержания придаточного предложения и выступает в роли дополнения, подлежащего или сказуемого.
Никто не знал того, откуда пришла эта собака.
Основные средства связи:
союзы | что, чтобы, как, как будто, словно | Мы тоже хотели, чтобы она поскорее выздоровела. |
союзные слова | что, кто, какой, где, куда, как | Я понимал, о чем идет речь.
|
частица (в значении союза) | ли | Никита при жизни отца не знал, любит ли его. |
5. Упражнения на закрепление
Игра «Угадай-ка!»
Схемы предложений.
1. [ – = указ.сл. о том ], (чтобы = ).
2. [ – = указ.сл. о том], (что – = ).
3. […, (что – = ), – = ].
4.[ = – , = ], (где =).
Упражнение 1. Прочитайте, правильно интонируя СПП. Укажите главные и придаточные предложения. Угадайте схему сложноподчиненных предложений.
1.Одна какая-нибудь забытая мелочь могла напомнить о том, что она жила в этом доме.
2. Подъехали они к избе, спрашивают, где тут можно разыскать хозяйственную часть.
3. Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.
4.Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
Игра «Кто быстрее?»
1.Сгруппируйте глаголы по значениям.Устно определить их вид, образуйте формы другого вида.
Со значением речи | Со значением мысли | Со значением внутреннего состояния | Со значением восприятия
|
|
|
|
|
говорить, знать, радоваться, чувствовать, печалиться, ощутить, вспомнить
записать, сообщить, спросить, объяснить, приказать, понять, видеть
слышать, свидетельствовать
2. Прочитайте, вставляя вместо точек подходящие по смыслу глаголы из предыдущего упражнения.
1. Я рано … , что человека создает его сопротивление окружающей среде.
2. Дети … , кто их любит.
3. Эти рассказы в сотый раз … нас в том, что древняя история человечества темна и непонятна.
4. Я давно собирался … о том, как пишутся книги.
6. Работа с текстом: прочитайте текст и выполните задания.
«Ричард Тревитик»
Паровоз - первенец в семействе локомотивов 1803 года рождения. Именно в этом году, английский инженер Ричард Тревитик и его помощник Дж. Стил. поставили паровой котел на четырехколесную тележку. Эта первая модель паровоза действовала недолго. В 1808 году Тревитику удалось создать новый экипаж с паровым двигателем, детали которого потом применялись на других паровозах. Но эти пыхтящие шумные машины вызывали страх.
Тогда Тревитик, пытаясь привлечь внимание к новому транспорту, построил в пригороде Лондона кольцевую железную дорогу, на которой стал показывать свой паровоз с завлекательным названием «Поймай меня, кто может!».
Но серьезно никого не удалось заинтересовать. И изобретатель, истратив все свои сбережения, умер в нищете, всеми забытый.
Слайд по тексту: о жизни английского инженера Р.Тревитика, о создании первого паровоза, о первой железной дороге
- Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению и т.д. часто используются сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Задания к тесту:
1. Допишите предложения, добавив в них придаточные изъяснительные. Используйте при этом свое мнение об английском инженере Ричарде Тревитике.
Я убежден ….
Я считаю ….
Я согласен с тем ….
Могу с уверенностью сказать ….
2.Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
7. Закрепление темы СПП с изъяснительными придаточными
отвечают на вопросы | поясняют | присоединяются | место придаточного | указательное слово в главном | ||
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
«Дерево пожеланий» (тренинг)
Напишите, свои пожелания к сегодняшнему дню так, чтобы получились сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Начните свои пожелания: Я желаю …. Я хочу ….