Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI127

Инклюзивное образование в преподавании русского языка и литературы

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на обучающихся и признающую, что все обучающиеся — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все обучающиеся.

 

 Следует отметить 8 принципов инклюзивного образования:

1.       Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.       Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.       Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть   услышанным;

4.       Все люди нуждаются друг в друге;

5.       Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.       Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.       Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.       Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

    В настоящее время активно формируется опыт инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общей образовательной среды и наравне с нормально развивающимися сверстниками. Однако такой вариант обучения детей с ОВЗ ставит массовую школу и педагогов общего образования перед рядом, пока еще, неразрешимых проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ, как распределить режим учебной нагрузки для ребенка, если в учебном плане ребенка с ОВЗ отсутствуют предметы, которые изучают нормально развивающиеся сверстники (и наоборот), в какое время и когда проводить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия и множество других вопросов, на которые нет ответов. Предлагаемые варианты работы не претендуют на сегодняшнем этапе ведения эксперимента по инклюзивному обучению на то, что именно таким образом должна быть организована деятельность учителя в инклюзивном классе.     

 У особенных детей мыслительные операции сформированы недостаточно, затруднён синтез и анализ понятий. Такие дети не умеют выделять главное, затрудняются проводить сопоставительный анализ, обращают внимание на несущественные признаки. Их отличительной чертой является некритичность мышления, они не замечают и не исправляют свои ошибки.

 Очень важно соблюдать  спокойную рабочую обстановку на уроке. Учитель ни в коем случае не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций, уметь избегать их, разряжая обстановку, например, переключить внимание учеников на другой вид деятельности. Кроме этого, обязательно проводить беседы с учениками о толерантности и уважении друг к другу как на занятиях, так и на внеклассных мероприятиях.

  Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо учитывать медицинские  рекомендации. Прежде всего учитель должен ознакомиться с картами здоровья, чтобы максимально распределить рабочие места в кабинете, учитывая диагноз. Очень важно проведение физкультминуток на уроках, для этого используются видеоролики с веселыми зарядками.

   В общеобразовательных школах часто встречаются ученики с заиканием в речи. Они часто комплексуют из-за этого недостатка. В одном методическом учебнике я прочитала, что детям с заиканием в речи нужно петь. И я придумала метод: ученики, чтобы запомнить определенные правила орфографии, распевали их под знакомую музыку. У детей с заиканием, действительно, исчезали  эти погрешности в речи, и они чувствовали себя более комфортно. Чтение текста таких учеников можно сопроводить тихой мелодичной музыкой, тогда они будут читать лучше.

Использование разнообразных традиционных и развивающих технологий, тщательный отбор методов и приёмов обучения помогает учителю успешно реализовать содержание обучения, помогают преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы. Рассмотрим, какие приёмы, методы и технологии можно применять на уроках русского языка в инклюзивном классе.

    Структура нашего урока в системно-деятельностном подходе, реализуемом в современной школе, такова:

  1. Мотивационно-ориентированный этап.

     Постановка проблемы.

  1. Освоение новых знаний
  2. Формирование и закрепление полученного опыта, решение проблемы, применение знаний и умений
  3. Рефлексия
  4. Домашнее задание.

Мотивационно-ориентированный этап.

   Задача данного этапа настроить детей на изучение темы, определить важность её изучения для самих ребят. Здесь же ставится и проблема урока. Это может быть чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения-загадки или притчи по теме урока, пожелания друг другу, выбор того, что пригодится для успешной работы на уроке, знакомство с планом урока и т.п. Ребята без труда формулируют тему урока, которая впоследствии записывается на доску. В работу на этом этапе довольно легко включить и детей с ограниченными возможностями. Если с формулировкой темы урока у них могут возникнуть сложности, то постановка целей вызывает неизменный интерес. Для них (и для слабоуспевающих учеников) можно предложить предложения, которые нужно закончить. Когда тема сформулирована, то эта работа не кажется им сложной. 

 

Освоение новых знаний.

    При объяснении нового материала  необходимо использовать схемы, таблицы, кластеры, зрительные стимулы (икт-презентации, видеоуроки, видеофрагменты, мультфильмы и т.п.). так как   у детей с ограниченными возможностями преобладает наглядно- образное мышление. При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроке литературы лучше объяснение давать не в форме лекции, а в форме бесед или комментированного чтения. Можно на этом этапе использовать малые групповые формы работы (в парах, парах сменного состава, четвёрках). Надо предложить группе, в составе которой находится этот ребёнок, такое задание, где его помощь будет ощутимой и весомой. Например, некоторые дети любят рисовать, а есть дети, которые плохо видят, они любят слушать. В таком случае, они могут послушать обсуждение в группе и выступить спикерами.

  Большую пользу на данном этапе принесёт использование частично-поискового метода, когда ребята выступают в роли следопытов, ищущих ответ на вопрос или слова - примеры к правилу. Также можно подготовить дифференцированные задания, где ученики достигают целей разными методами.

   Например, задание на определение основной мысли текста. Одни ученики любят устно высказывать свои мысли, другие предпочитают передать мысли через рисунок. Можно облегчить задание некоторым ученикам постановкой наводящих вопросов.

 

На этапе формирования и закрепления полученного опыта, решение проблемы, применение знаний и уменийучитель может   использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения. Это могут быть игры (дидактические, компьютерные, ролевые и т.п.), сигнальные карточки, соревнования, компьютерные тренажёры, электронные образовательные ресурсы. Особенный ребёнок  справится с заданием, если ему предложить определённый алгоритм работы, шаблон для разбора или памятку-подсказку.  Для этого учитель должен подготовить некоторые подмостки для этого задания. 

Рефлексия.

 Данную работу можно проводить как индивидуально, так и коллективно. Ребёнок с ограниченной возможностью чаще всего склонен к рефлексии настроения и эмоционального состояния. Это могут быть карточки разного цвета (например, листья дерева), смайлики с разными выражениями лиц (их может быть несколько – на каждом этапе урока), или другие рисунки и символы, понятные всем детям класса.

Домашнее задание.

Оно может быть общим, вариативным, дифференцированным, индивидуальным, творческим и т.п. Это зависит от темы и целей урока, задач учителя или способностей учеников. Но каким бы ни было домашнее задание, оно должно быть прокомментировано учителем и понятно всем детям.

Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала.

     При обучении также необходимо реализовывать принцип: от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащиеся необходимо привлекать к участию в школьных, окружных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах (конкурс «Русский медвежонок», конкурс чтецов, конкурс «Мы пишем первую книгу», конкурс «Моя семья» и т.д.).

     Кроме этого, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень актуального развития, состояние физического и нервно-психического здоровья в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия  и т.д.

   Немаловажную роль играет и взаимодействие с родителями. Эта работа должна также планироваться, как и процесс образования и воспитания. В связи с этим в общем плане воспитательной работы имеется самостоятельный раздел по данному направлению. В нем отражены проведение совместных мероприятий как классного, так и внеклассного уровня (классные часы, спортивные мероприятия, походы в театр, кино и т.д.). Главное в этой работе нацелить родителей на коллективную работу совместно с их детьми, быть положительным примером, что в свою очередь позволяет более эффективно формировать нравственные качества детей.

 Как мы видим, инклюзивное образование использует те же методы и приёмы обучения русскому языку, что и общеобразовательное, лишь немного адаптируя их под конкретного ребенка с особыми образовательными потребностями.

  Свою статью  хочу закончить фразой: Каждый ребёнок достоин школы!

 

 

 

Использованные материалы:

  1. Научная статья Сагитовой А.Ф. «Особенности преподавания русского языка в поликультурной среде: образовательная инклюзия».
  2. Статья «Инклюзивное образование в школе».

 

 

 

 

 

 

 

556 0
Бекболатова Жанира Кайыржановна, Подготовила:учитель русского языка и литературы КГУ «Шетпе гимназиясы» Мангистауская область, Мангистауский район, село Шетпе, «ULY DALA USTAZY» халықаралық ғылыми-педагогикалық журналы № 00032
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: