Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1107

Кроссенс как современное средство обучения на уроках истории

Одним   из    приоритетных   направлений   современного   образования    является   формирование      интеллектуально   развитой    личности,  обладающей     одновременно   гибким мировоззрением    и целостным   представлением   о мире,    владеющий   принципами    компетентностного   подхода    в условиях  информационного   пространства   общества.    Учитель   должен     стать    конструктором   новых   педагогических   ситуаций,   новых   заданий, направленных   на использование   обобщенных   способов   деятельности   и   созданию   учащимися   собственных продуктов    в освоении  знаний.   Предлагаю    познакомиться  с  технологией   «кроссенс». Идея   кроссенса    принадлежит   писателю, педагогу   и математику   Сергею   Федину и доктору    педагогических   наук,    философу   и художнику  Владимиру    Бусленко.   Кроссенс  впервые    был   опубликован   в 2002    году в   журнале   «Наука   и жизнь».

 «Кроссенс» является   новой    педагогической    технологией, которая  представляет    собой    и увлекательную   головоломку, и эффективное   средство   развития    учащихся,  способствует   формированию    логического   и творческого   мышления,     навыков  системного анализа     и формулирования    собственной   позиции,   искусства    аргументации, то есть, тех    качеств, которые  так необходимы  каждому   человеку  в условиях   современного    общества.

Слово «кроссенс» придумано  по   аналогии     со словом    «кроссворд», которое в переводе   с английского  языка    означает  «пересечение  слов».   К   основным   признакам   работы    с кроссенсом   относятся:   социальность   (работа   осуществляется    в парах    , в группах),    продуктивность (формируется  позитивный   опыт   из   всего, что   происходит   с человеком),    индивидуальность   (личная    работа   с информацией),  самостоятельность  (ответственность),   аргументированность  и многогранность (умение  приводить   убедительные   доводы). Кроссенс   представляет   собой ассоциативную   цепочку   из   девяти  картинок, замкнутых  в стандартное   поле.

Изображения   расставлены    таким   образом, что   каждая   картинка   имеет  связь    с предыдущей   и последующей,   а центральная    объединяет    по смыслу  сразу   несколько   картинок. Задача, разгадывающего    кроссенс,  найти  ассоциативную   связь    между   соседними  (   то  есть   имеющими     общую   сторону)    картинками. Связи   в головоломке  могут   быть    как   поверхностными, так и глубинными.

При   создании    кроссенса   можно   воспользоваться   следующим   алгоритмом:

  1. Определить  тематику   (общую   идею).
  2. Выбрать 9  элементов  (образов), имеющих отношение  к   теме.
  3. Найти    связи    между   элементами.
  4. Определить   последовательность   элементов
  5. Сконцентрировать   смысл    в одном   элементе (центр -5-й или 9-й квадрат).
  6. Подобрать  картинки, иллюстрирующие   выбранные   элементы (образы).
  7. Заменить   выбранные элементы  (образы)     картинками.

           Основной   смысл    создания   кроссенса – это   загадка, головоломка, ребус,  задание,   которое   предназначено   для    определенной   аудитории.   Именно в   этом  качестве  оно    интересно   нам, педагогам. В   первую    очередь, как   нетрадиционная   форма   проверки    знаний   по предмету, при изучении новой темы. Когда    образы   на      изображениях   просты  и логичны,    для   разгадки   кроссенса   нужно   лишь   знание    фактов. В  этом   случае   правильный   ответ один   и тематика   конкретна. 

Применение  кроссенса в курсах  истории   имеет   множество   вариантов.   Подобранные  в определенной  логике   образы    могут     быть    использованы на   любом   этапе   урока:   на  стадии   вызова  для   определения    темы, для   определения  и    постановки   проблемы, на   стадии   закрепления   материала, как   способ   организации   групповой    работы    на   повторительно-  обобщающем    уроке, как     творческое   домашнее   задание  и т.д..

Что     значит   пересечение   смыслов?    Предлагаю   рассмотреть   на     упрощенном   варианте   небольшой     цепочки   ассоциаций:


Центральным  является    квадрат   с номером  5 или 9 . По    желанию, он  может   быть    связан   по смыслу   со   всеми    изображениями   в кроссенсе.     Обычно    же нужно     установить  связи   по примеру  между   квадратами   2-5, 6-5, 8-5  и  4-5.

Например,  кроссенс     по исторической  эпохе. Ученикам дается   задание  определить    тему   кроссенса  (то   есть   эпоху)  и найти    связи    между соседними картинками. Поскольку   это  самый    простой   и прямолинейный   вариант, то   ребята, если   не   ошибутся   на  Кереее  и Жаныбеке, называют  Эпоху   формирования  и укрепления  Казахского    ханства  и    правителей     по очереди   с   верхней  левой картинки   по    часовой   стрелке –Касым, Ханазар, Тауекел,  Есим, Жангир, Тауке, Абулхаир, Абылай. Связи  между  соседними   изображениями   можно  найти    не только   в очередности   правления, но и в   родственных    связях,   особенностях   личности, именах,  привычках    и массе  других   фактов. Керей  и Жаныбек    помещены  в середину   как   основатели   Казахского  ханства   в 1465-66 гг.

 

Кроссенс   на   тему  «Столицы  Казахского    государства».  Прямые  названия    столиц   заменены   теми    или   иными   символами,    картами,  историческими   памятниками.   Прежний   кроссенс   не    исчез, он   ушел  на нижний    план,  являясь  примером     первого   уровня   понимания-буквального   восприятия    изображения. Данный  кроссенс   требует   второго   уровня  -   символической  трактовки. Итак, начинаем   с верхнего  левого    угла  : г.  Сузак 1-я   столица    изображена   в виде   географической   карты


Древний город Сузак был первой столицей Казахского ханства с 1465 по 1469 годы. Второй раз этот титул ему достался с 1511 по 1521 годы. Сузак был ханской ставкой Жанибека и Керея – родоначальников ханства. Однако после смерти Абулхаира борьба за власть в степи вспыхнула с новой силой. Столицу из города перенесли. Некоторые источники говорят, что повторно столицей Казахского ханства Сузак стал в XVI веке при Шигай-хане. Хотя в это же время центром ханства считался Сыгнак. Сегодня Сузак — это небольшое село в Южно-Казахстанской области. Остатки средневековых укреплений еще сохранились в его центре.  Сыгнак - точных данных о том, когда этот город стал столицей Казахского ханства, нет. Возможно, в 70-е годы XV века и до XVII в. Его остатки расположены в двух километрах, на север, от поселка Сунаката, который находится на автодороге Кызылорда — Шымкент по направлению в сторону Кызылорды. Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV веке монетам. Город Сыгнак впервые упомянут в источниках X века, а в XI веке он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов. Когда-то это был крупный торговый и ремесленный центр на караванном пути. Сейчас вокруг городища сухая степь, поросшая саксаулом и колючим кустарником. Невысокие бугры с развалами обожженного кирпича и изразцов указывают на остатки архитектурных сооружений, которых было, видимо, немало в окрестностях Сыгнака.  Сыгнак- на картинке -  раскопки    города;  

Туркестан (Яссы был известен как духовный и политический центр тюркоязычных народов и являлся столицей Казахского ханства с конца XVI века и оставался ею до 30-х годов XVII века. После вхождения в состав Казахского ханства всей территории Средней Сырдарьи резиденцией казахских ханов становится именно г. Яссы, который стал к этому времени крупнейшим торговым и ремесленным центром.  Казахские ханы осознавали геополитическую и духовную значимость этого города для сплочения кочевых племен, входивших в состав молодого государственного образования. На данный момент город является центром паломничества мусульман Казахстана, Центральной Азии и других стран. По словам самих паломников, три поездки в мавзолей Яссауи в Туркестане равняются малому хаджу в Мекку. По картинке Мавзолея  Ходжи Ахмета Яссауи нужно определить следующую столицу Казахского ханства  и т.д. Далее Ташкент, Семипалатинск, Оренбург, Кызылорда, Алма-Ата, Нурсултан

На    стадии    вызова  для    определения   темы,   цели    урока  можно  использовать   следующий  кроссенс: найти связь   между     изображениями   и определить   тему    и цель   урока.   Данный   кроссенс   составлен   по теме    «Колониально  - переселенческая   политика     царизма». ( Отмена   крепостного    права   в Россиии  в    1861 году;  российский   император   Александр  II, реформатор  П.А. Стольпин;   появление    жатаков  среди   казахского    населения,    массовое   обезземеливание  крестьян).

Девять   элементов     кроссенса   могут   содержать    в себе   последовательное   отражение   структуры  урока   с именем ,   целью  или   проблемой    в середине. Например, почему    Первую   мировую   войну    называют  «Фабрикой   смерти»   (проблема  в середине) и иллюстративно показать виды оружия, которые впервые были применены в годы Первой мировой войны.

На стадии закрепления или обобщения   материала   можно предложить  кроссенс,  состоящий из изображений, которые появлялись в ходе  урока  на    разных этапах (например,   «Крестовые  походы»). 

Как творческое домашнее задание,  с   помощью   кроссенса  можно рассказать   об    интересном   материале  -  функция   опорной    образной   схемы – «7 граней  Великой   Степи».

 

 

Кроссенс -  головоломка   нового  поколения, соединяющая   в  себе   лучшие   качества  сразу    нескольких   интеллектуальных   развлечений:   загадки,   ребуса, головоломки, а   работа   с кроссенсом  отражает     глубину   понимания  обучающимися    изучаемой  темы.  Также    кроссенс   способствует    развитию логического, образного   и ассоциативного   мышления,  воображения;   способствует    проявлению   нестандартного   мышления    и креативности;   развивает   способность    самовыражения.  При    разгадывании   кроссенса    развиваются    коммуникативные   и регулятивные   умения и навыки   работы    с    информацией, повышаются   любознательность   и мотивация    к изучаемому   предмету, поэтому данную технологию возможно использовать и на других учебных предметах.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела по созданию интеллектуальной игры, стенгазеты, открыток ко дню рождения одноклассников, оформлению портфолио. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя  

213 0
Наталья Проскрякова,Общеобразовательная школа №5 г. Аксай учитель истории Ұлы дала ұстазы № 001530
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: