Критик и композитор А.Н.Серов говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу. Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и организует ее, преображает, являясь могучим фактором воспитания будущего человека. Специальные исследования показали, что музыка влияет на психику и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Музыка сопровождает человека всю жизнь, и поэтому семье и школе важно позаботиться о том, чтобы этот прекрасный спутник детей был мудрым и добрым. Ребенок поступил в музыкальную школу, это большое событие для него, он полон надежд на интересные занятия, успех, но приэтом возникают определенные сложности, связанные с процессом обучения. Первая проблема – это расписание, музыкальная школа хотя и несет на себе функцию дополнительного образования, но здесь тот же учебный процесс, что и в основной школе. И вот тут необходима поддержка родителей и педагога, надо провильно составить расписание или распорядок дня после основной школы. В расписание надо включить все: подготовку к предметам в основной школе, правильно организовать свободное время, чтобы ребенок мог отдохнуть и найти время для занятий музыкой, желательно чтобы это происходило в одно и то же время. Родителям нужно выучить с детьми расписание, вовремя отправить на занятия, проконтролировать, все ли необходимое к уроку взял ваш ребенок, проверить дневник. Дневник – это документ для домашнего задания , это связь с родителями, ведь педагог не всегда может позвонить родителям, именно в дневнике учитель дает задание как и над чем надо поработать. Одного желания ребенка для учебы мало, родителям как можно чаще надо проявлять интерес к тому, чем занимается ваш ребенок, он должен чувствовать вашу поддержку, зайнтересованность в его успехах или неудачах. Это укрепит в нем желание прилежно учиться музыке.Самое сложное при обучении-это организация самоподготовки. Ребенок учится в двух школах и чаще всего является активистом прочих общественных мероприятий. Поэтому очень важно правильно распределить время, пусть это будут полчаса-час, но это время будет регулярныи и ежедневным, а самое главное результативным. Во время занятий оградить ребенка от всего, чтобы во время занятий ничто не отрывало внимание ребенка. Самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.
Именно папы и мамы должны заразить ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, привильно организовать расписание. Преподаватель должен исходить из интересов ребенка в организации учебно-воспитательного процесса, в этом состоит приоритетность прав и интересов учащихся.
Оновными направлениями в работе преподавателя с современными детьми являются: вопитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у учащихся эстетических взглядов, самотоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; воспитание учащихся в творческой, доброжелательной обстановке; понимание причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения положительного результата. Дифференцированный подход к учащемуся следует применять как в обучении, так и в воспитаниии. При использовании дифференцированного подхода к учащемуся в обучении необходимо учитывать физические и психологические особенности ученика, принцип доступности. Учебно-воспитательная работа должна содержать не только формирование исполнительских навыков, но и безусловно быть направлена на формирование личностных качеств как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах и возможностях. Воспитательный процесс должен быть направлен на развитие положительных черт характера учащегося, на формирование у него активной жизненной позиции и правильного понимания окружающей действительности. Основная часть работы преподавателя должна быть направлена на развитие творческого начала учащегося. Она включает в себя внедрение новых форм занятий, вовлечение учащихся в концертно-просветительскую деятельность и конкурсное движение. Положительные результаты дает проводимая работа с родителями. Детские исполнительские конкурсы играют большую роль в деле выявления молодых талантов. Основной целью проводимых конкурсов, по моему мнению, является привлечение широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.Ученики отличаются друг от друга, прежде всего способностями к учению, то есть одаренностью. Но основная масса учащихся, дети со средними данными, и работа с такими детьми дает прекрасный результат, который зависит прежде всего,от профессиональных качеств педагога. Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нем, ребята даже со средними данными при упорной подготовке, целеустремленности и грамотной педагогической подготовке, могут добиться больших успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Даже если ученик не займет призового места, но выступит достойно и выполнит поставленные педагогом задачи, его обязательно надо отметить похвальной грамотой, это повысит самооценку ребенка и заставит добиваться еще лучших результатов в дальнейшем. Конкурсы имеют свои плюсы, во первых ученик растет в техническом плане, во вторых ученик без боязни с уверенностью может выйти на сцену и достойно исполнить выученное произведение, и в третьх у ребенка появляется большое желание заниматься на инструменте, а иногда именно участие в конкурсах оказывается решающим моментом для выбора в дальнейшем профессии музыканта. В моей педагогической практике есть несколько таких ярких примеров. Конкурсы для детей обладают еще одним существенным преимуществом, они представляют собой школу, не секрет, что конкурсы детей в определенной степени являются состязанием преподавателей.
Но чтобы занять призовое место, надо потрудить. Конечно вместе с учеником трудится и педагог, это дополнительные уроки, много часов упорной работы ученика для этого необходимо найти силы, время и побороть свою лень. Участие в конкурсе ставит перед детьми конкретную цель: померяться силами с другими в дружеском состязании и постараться победить, показать себя и послушать других участников. Конкурсы-это средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы. Нельзя гонять детей от одного конкурса к другому, и никогда не следует забывать, что участие в конкурсе больше, чем какая-либо другая деятельность преподавателя музыки, является мерилом его воспитательских способностей не только чисто профессиональных, но, прежде всего общечеловеческих. И в этом опять подтверждение того, что детские конкурсы- это не только испытание для детей , но возможно в первую очередь испытание для преподавателей.
В заключении хочется отметить что занятия музыкой очень полезны. Они помогают открывать таланты, являются поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей, развивает стремление детей к соревнованию, расширяет кругозор и репертуар учащихся, укрепляет их сценическую выносливость. Музыка – это прежде всего воспитание, в человеке формируются такие качества как ответственность, усидчивость, терпение, самостоятельность. Умение правильно распоряжаться своим личным временем. Мы помогаем детям глубже познать наш мир, видеть прекрасное в обыденных вещах. Музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играет важную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Тот ребенок который умеет слушать и слышать, он внутренне богат душой. Для меня каждый ребенок «БРИЛИАНТ» , и сколько граней есть в этом благородном камне, столько должно быть образования и воспитания в ребенке. В нашей стране музыкально-этетическом воспитаним детей занимаются многие организации, и всех их обьединяет одна цель: воспитание гармонично-развитого, духовно-богатого человека.
На протяжении всех лет обучения ребенка в детской музыкальной школе преподаватель обязан уважать его как личность, опираясь на его положительные качества. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал, в этом особенность и ее содержание, особенности ее воздействия на человека. Выдающимся государственным деятелем А.В.Луначарским были намечены основные пути осуществления воспитания.
* развитие способности воспринимать музыку (слушание)
* развитие необходимыхдля воспроизведения музыкальных произведений способностей и умений (игра на инструментах, пение)
* усвоение нужных знаний (грамотность)
Для педагога музыканта самое главное – любить детей, музыку, свое дело, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнутся на музыку.
Перед учителем всегда должны ярко светится слова В.А.Сухомлинского «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»
Главная цель преподавателя детской музыкальной школы- научить ребенка любить свою родину, уважать свои традиции, ценить прекрасное, преданно любить музыку, даже если в будущем не свяжет свою жизнь с профессией музыканта, воспитать достойного гражданина своей страны.
Список литературы.
В.С.Грехнев. Мастерство учителя. Просвещение 1990г.
В.И.Петрушин. Музыкальная психология.1993г.
И.Е.Ильченко. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы. Просвещение 2004г.
Е.С.Рабунский. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (Педагогика 2000г.)