Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников творческое мышление. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы , прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. [Хаяперн Д., 2000]
Критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление – это поиск здравого смысла как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. (Д.Вуд)
Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Н.Д.Хмель выделяет следующие критерии технологичности: концептуальность замысла; четкие методологические позиции разработчиков; системность в подходе к конкретным педагогическим явлением; отражение в технологии двустороннего характера педагогического процесса ; определение места субъектов и их взаимодействия в педагогическом процессе; диагностичность получаемых результатов; воспроизводимость технологии в рабочих условиях любого учебно-воспитательного учреждения.
Практическое применение технологии критического мышления
Загадки весны | Школа: | ||
Дата: | Ф.И.О. преподавателя: | ||
КЛАСС: | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | |
Цели обучения, которым посвящен урок | 4.4.1.1 представлять истории в виде комиксов (иллюстраций) 4.5.2.1 писать слова, написание которых расходится с произношением | ||
Учебные цели | Умеют представлять истории в виде иллюстраций. Знают весенние явления природы. Применяют в письменной и устной речи выученные слова. | ||
Предполагаемый результат
| Все учащиеся смогут: | ||
читать текст с картинками писать слова, написание которых расходится с произношением | |||
Большинство учащихся смогут: | |||
составлять диалог находить в тексте слова, написание которых расходится с произношением | |||
Некоторые учащиеся смогут: | |||
рисовать к тексту комикс | |||
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Весна , растаяли льды Используемый язык для диалога / письма на уроке: Прочитай текст с картинками. Придумай. Запомни и запиши. Нарисуй комикс. | ||
План | |||
Планируемое время | Запланированная деятельность | Ресурсы | |
Начало урока
| 1. Организационный момент. Психологический настрой. 2. Актуализация знаний. Фаза вызова (определение темы урока) Группы ребят получают задание собрать из отдельных частей картинку (пазлы). -Если вы правильно соберете картинки, то мы с вами сможем узнать тему нашего сегодняшнего урока (работа в группах). - Итак, о чем же мы будем сегодня говорить? (ответы детей)
|
Учебник, задание 1.
| |
Середина урока
| 3. Изучение нового материала. (К) Учитель предлагает прочитать текст с картинками в учебнике, ответить на вопросы: - О чем текст? Помогли ли картинки прочитать текст? - выпиши названия цветов из текста. Подумай, почему их так называют? (Деятельность учащихся). Читают текст с пометками «Верю –не верю» (+- верю, - не верю). Отвечают на вопросы. (П) Учитель предлагает поработать в паре, составить диалог ветов и обыграть его. - …, - сказал … . - …! – удивилась … . - …? – спросил … . - …, согласилась … Критерий: составляет высказывание, по опорным словам, ключевым моментам. Дескриптор: -составляет высказывание по опорному плану; -правильно употребляет ключевые слова. (Деятельность учащихся). Составляют диалог с соседом поп парте. Обыгрывают его. (И) Учитель предлагает найти и прочитать эти слова (Деятельность учащихся). Находят слова, читают . (Ф) Составление кластера при помощи загадок Четыре ковра рукодельницы ткут Один за другим их на землю кладут Белый, зеленый, пестрый, желтый. Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года) Тройка. Тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица, Белокоса. Белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром (зима). Пришла. Улыбнулась - утихли метели. Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась. Растаяли льды. Наряд белоснежный надели сады (весна). Оно за весною к нам в гости идет, С собою приносит немало забот. Горячие долгие дарит деньки, Чтоб зрели скорей на полях колоски, (лето). Прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима».(осень) - Сколько времен года всего? (ответы детей)
(Г) Учитель предлагает разделится на группы и выполнить задание.
1-я группа – нарисуйте комикс по тексту в учебнике 2-я группа – придумайте подобный текст о весне (Деятельность детей) выполняют задание по группам. Оценивание. Прием «Большой палец». Физминутка Выполнение заданий в рабочей тетради. | Учебник, задание 2.
Учебник, задание 3.
Учебник, задание 4.
Учебник, задание 6.
Рабочая тетрадь | |
Конец урока
| 5. Итог урока. Итак. Мы сегодня поговорили о многом, попробуйте сейчас за несколько минут придумать рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке, только первая группа (зима) составляет рассказ для родителей, вторая (весна) для бабушки, третья (лето) для друга, а четвертая для меня. (работа в группах) б) Прослушивание зарисовок | ||
Заключение
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя — в основном координирующая.