Грамотность – фундамент,
на котором можно построить
дальнейшее развитие человека.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Читательская грамотность /PISA/ - способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
(Определение читательской грамотности,
данное авторами PIRLS (цит. По Цукерман Г. А. и др. [8], с. 126)
Цели и задачи мастер-класса: в процессе проведения мероприятия в практической форме продемонстрировать и привить участникам методы оценивания в различной форме, используемых на уроках русского языка.
Ожидаемые результаты: коллеги тренинга смогут активно использовать данные приемы в свою практическую деятельность.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, стикеры, фломастеры.
Ход мастер-класса:
Приветствие
Деление на группы
Психологический настрой коллег на работу.
Коллективное знакомство с текстом «Первая женщина – журналист».
У казахов есть одно замечательное качество. Какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «Голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… Когда хан Абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши Голдану, попросил бий Казыбек. И выручил из плена нашего хана.
В наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. Про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. Острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.
Первой женщиной-журналисткой была Назипа Сегизбайкызы Кулжанова. Она родилась 27 июля 1887 года в городе Торгае. В те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. Целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила русско-казахскую гимназию в Костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. В 1913 году Назипа стала членом группы «Гражданские спутники» Семипалатинского отделения Русского Географического общества.
Назипа очень любила поэзию великого Абая. В 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. Она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. С этого времени она пишет для газет «Казах», «Сарыарка» и «Алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. В 1917 году Назипа участвует в съезде казахов Семипалатинской области и входит в Правление съезда. Пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. В то время женщин-журналистов не было вообще. И писать о женских проблемах, как Назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. Вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. О чём писать в такой обстановке? Оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что Назипа и делала.
В 1920 году Назипа Кулжанова вошла в состав Комиссии Народного комиссариата Просвещения Казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. Находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. В 1922 году Назипа стала членом редакционной коллегии газеты «Енбекши казах».
С 1923 по 1925 годы она работала в журналах «Красный Казахстан», «Равенство женщин» и печатала статьи в газетах «Айкап», «Казах», «Знамя единства», «Алаш». По её просьбе русский композитор Александр Затаевич написал музыку к песням «Гайни-ау, саулем», «Плач Кадыра». У неё были и книги – «Традиционное воспитание в школе» (Оренбург, 1923), «Воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.
Знакомство с приемами через работу с текстом.
Прием №1: «Верите ли Вы что…»
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Знаете ли вы, что журналисты особо ценят слово, знают ему цену?
Знаете ли вы, что первой женщиной – журналисткой была Назипа Кулжанова?
Верите ли вы, что на мировоззрение Назипы повлияло творчество Абая?
Верите ли вы в то, что книги Назипы «Традиционное воспитание в школе», «Воспитание матери и ребенка» актуальны и сейчас?
Прием №2: «Мозаика»
«Реставрация текста». Сложение целого текста из частей.
Прием №3: «Ромашка Блума»
Прием№4: «Письмо по кругу»
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется: размышлять об информации, сообщенной в тексте. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Составить текст на тему: «Модно ли быть журналистом в наше время?»
Прием №5: «Рецепт счастья»
Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)
Восстановить текст по выписанным глаголам.
Прием №6: «Демонстрационные станции»
Разместить задания на нескольких «станциях» и попросить учащихся соотнести с соответствующими дескрипторами каждой «станции».
Прием №7: «Дискуссия»
Обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.
Виды дискуссий:
«Вопрос – ответ» ( собеседование – диалог)
«Обсуждение вполголоса» ( подготовка в микрогруппах к общей дискуссии)
«Клиника» (каждый из участников разрабатывает свой вариант ответа, диагноз)
«Эстафета» ( слово передается другому)
«Лабиринт» (каждый шаг делается другим участником)
5.Защита проектов.
6. Подведение итогов.