В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием учебной самостоятельности младших школьников средствами дистанционного обучения. Рассматривается сущность учебной самостоятельности младших школьников. Отмечается изменение роли учителя в процессе дистанционного обучения. Он становится координатором, мотиватором самостоятельной учебной деятельности младших школьников. Учитель должен оказывать помощь родителям в правильной организации как самого процесса учебной деятельности школьников в домашних условиях, так и в развитии их учебной самостоятельности.
Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная самостоятельность; учебная деятельность, мотивация, форма обучения, дистанционное обучение, интернет ресурсы, образовательные платформы, алгоритмы самостоятельной работы.
DEVELOPMENT OF LEARNING INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF DISTANCE LEARNING
The article reveals the relevance of the problem associated with the development of educational independence of primary schoolchildren by means of distance learning. The essence of educational independence of primary schoolchildren is considered. The change in the role of the teacher in the process of distance learning is noted. He becomes a coordinator, a motivator for independent learning activities of younger school children. The teacher should help parents in the correct organization of both the process of educational activity of schoolchildren at home, and in the development of their educational independence.
Key words: independent work, educational independence; learning activities, motivation, form of education, distance learning, Internet resources, educational platforms, algorithms for independent work.
Актуальность проблемы становления учебной самостоятельности младших школьников на современном этапе обусловлена гуманистическими задачами образования, с одной стороны вооружить обучающегося навыками «учиться» на протяжении всей жизни, с другой – формировать у школьника позицию субъекта в образовательном процессе, начиная с начальной школы.
К проблеме детской самостоятельности педагоги обращались еще в прошлом веке. Голант Е.Я., подчеркивал, что при теоретическом анализе проблемы учебной самостоятельной работы учащихся «самостоятельность» как черту личности не следует отождествлять с «самостоятельной работой». Самостоятельная работа рассматривается как условие воспитания важного личностного качества. Автором была выделена внутренняя сторона самостоятельной работы, «она выражается в независимости мысли, независимости суждений и выводов» [4, с.45-56]. Именно эта сторона характеризовала такое качество ученика как самостоятельность. В то же время, Голант Е.Я. утверждал, что для формирования этого качества у ребенка не всегда можно рассматривать многочисленные домашние задания, как самостоятельную работу, по той простой причине, что их выполнение происходит в ряде случаев в условиях «повторения пройденного». Им были описаны признаки самостоятельной работы: наличие обучающего задания, состоящего из нескольких действий, «выполнение работы без непосредственного руководства учителя, немедленной проверка им каждого действия» [4, с. 45-56].
Новый стандарт образования предполагает развитие у младших школьников способности к обучению, под которой понимается «совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков обучения), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование навыков, в том числе организация этого процесса» [13], то есть, по сути, у школьника, начиная с начальных классов, должна формироваться не просто учебная деятельность, а самостоятельная учебная деятельность.
Проблема формирования самостоятельности у младших школьников всегда была объектом научных исследований, споров, мнений, ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов [11]. Работы Н.А. Половниковой [12], М.И. Махмутова [1], Т.И. Шамовой, Г.Н. Кулагиной, О.В. Петунии [11], Л.Г. Вяткиной, И.Я. Лернера, С.С. Бакулевской и многих других исследователей не утратили своей актуальности в контексте введения информационно-коммуникационных технологий.
Современные исследования учебной самостоятельности доказывают взаимосвязь между сформированностью компонентов учебной деятельности и учебной самостоятельностью, рассматривают ее как «личностное качество ученика, характеризующееся познавательной инициативностью, предвидением содержания учебной деятельности, умением самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку» [9].
Таким образом, учебная самостоятельность – это обобщенное свойство личности, которое может формироваться и в классе, и дома в ходе самостоятельной работы.
Современные условия обучения, интернет ресурсы поставили пред учителями задачу по поиску новых форм обучения, организации учебной деятельности школьников. Одной из них является дистанционное обучение - «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты образования, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) самих субъектов образования» [14].
Дистанционное обучение требует частичного пересмотра профессиональной роли учителя, который долгое время должен был быть главным (если не единственным) активным действующим лицом в классе. Все, что требовалось от ученика - это умение следовать указаниям учителя, действовать по установленному образцу, точно и безошибочно выполнять его требования. Самостоятельность и свобода действий ученика в учебном процессе не только не поощрялись, но часто даже подавлялись, поскольку расценивались как проявление «недисциплинированности», «конфликта» и «неповиновения» [2]. Образовательные стандарты общего образования и их целевые ориентиры ориентируют учителя начальной школы не только на организацию процесса восприятия учебного материала, на его понимание и запоминание, но и на формирование у учащихся способности к саморазвитию, к учебной самостоятельности [3].
В контексте дистанционного обучения развитие учебной самостоятельности, наконец, стало не просто добрым пожеланием, а приоритетной задачей и одним из главных образовательных результатов. Идея, высказанная более полувека назад С.И. Гессеном, сегодня находит свое воплощение: «Принудительное по необходимости образование должно быть свободным по цели» [10].
Следовательно, эффективное достижение образовательной цели в условиях дистанционного обучения требует от учащегося, прежде всего, умения самостоятельно организовывать и осуществлять свою учебную деятельность. «Самостоятельность обучения» школьника должна состоять «в его способности выполнять базовую учебную деятельность без чьей-либо помощи» [9]. Ребенок должен уметь определять и понимать учебную задачу, планировать ее достижение, реализовывать план, проводить самоконтроль полученных результатов и их самооценку. Самостоятельность младших школьников при игнорировании вмешательства учителя, родителей не всегда возможна, так как в этом возрасте ученику приходится с огромным трудом планировать время. Например, в процесс чтения текста по учебному предмету ему нужно самостоятельно прочитать его, ответить на вопросы и выполнить задания по нему в рабочей тетради. В первом классе ребенок не готов к самостоятельной работе, поэтому такую деятельность учитель организует только на уроке под своим руководством, если давать самостоятельную работу на дом, когда учебная деятельность не сформирована, то это может привести к потере у первоклассника желания учиться.
В дальнейшем низкий уровень мотивации у младших школьников не «подтолкнет» их к системному и качественному выполнению заданий самостоятельно, которые учитель предлагает дистанционно, в этом случае потребуется его всестороннее содействие для организации самостоятельной работы удаленно [8].
Психофизиологические особенности развития учеников начальной школы, процесс становления учебной деятельности не позволяют им самостоятельно организовать процесс решения учебной задачи, необходим контроль со стороны родителей, законных представителей за выполнением самостоятельной работы. Успех формирования учебной самостоятельности младших школьников в условиях дистанционного обучения во многом зависит от родителей [5]. Родители должны проявлять интерес к учебной деятельности и мотивировать ребенка к самостоятельности в выполнении заданий и поиску интересующей его дополнительной информации, правильно организовать рабочее место, контролировать режим обучения и отдыха, следить за питанием, за осанкой и за здоровьем ребенка. Поэтому на родительском собрании в ходе совместного обсуждения можно разработать для них алгоритм управления самостоятельной работой ребенка дома.
Роль учителя в процессе дистанционной организации самостоятельной работы обучающихся приобретает опосредованный характер. Учитель осуществляет непрямое, косвенное управление обучением и развитием учебной самостоятельности учащихся. Он управляет учениками не непосредственно, отдавая им прямые указания и инструкции, а нужным образом конструирует и регулирует их окружающую информационную среду, предоставляя им возможность для самостоятельной учебной деятельности [6]. Обязательно определяются критерии оценки решения учебной задачи. Можно для получения обратной связи об успешности в усвоении учебного материала предлагать задания с использование интернет-ресурсов. На сегодняшний день в казахстанской педагогической практике для организации дистанционного обучения используется целый ряд образовательных платформ, позволяющих вести эфективно организавать процесс дистанционного обучения. Среди них наиболее популярными среди пользователей являются образовательные платформы «iMektep.kz, Bilimland.kz, Zhastar.org [15].
Используя образовательные платформы учитель в процессе дистанционного управления обучением обеспечивает условия для развития самостоятельности у учащихся и выступает в роли координатора, контролера, консультанта, психолога, мотиватора не только для школьников, но и для их родителей. Для выполнения заданий самостоятельно учитель может рекомендовать использовать материалы для тренинга учебных действий на таких платформах «iMektep.kz, Bilimland.kz [15].
Одним из эффективных методов для привития интереса у школьников к самостоятельной учебной деятельности на наш взгляд является совместная работа учителя и учеников в работе над алгоритмизацией, например, тестовых задач. Составление алгоритма для тестовых задач, которые по характеру требований можно условно разделить на: нахождение искомого, на доказательство или объяснение; на преобразование и построение позволяет технические возможности образовательной платформы Bilimland.kz [15].
Таким образом, использование образовательных платформ, которые предусматривают большое выбор заданий для самостоятельной работы ребенка дает возможность реализации новаторских идей учителя в воспитании интереса к самостоятельной деятельности детей. В частности, решение тестовых задач с новым подходом дает возможность для развития мыслительной деятельности ребенка и стимулирует самостоятельность не просто выполнения арифметических действий, а определения взаимосвязи между данными и искомыми [15].
Создание условий для осуществления ребенком самостоятельной учебной деятельности, мнение и похвалы родителей и учителя даже в условиях удаленного обучения являются мотивирующим фактором для повышения активности учебной самостоятельности младших школьников.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время и в теории, и в педагогической практике при дистанционной форме обучения имеется целый ряд проблем в организации образовательной среды и условий для развития учебной самостоятельности младших школьников, связанных с возрастными особенностями младших школьников, с изменением функций и роли учителя в образовательном процессе, с неподготовленностью родителей в этом вопросе.
Список литературы
1. Бобылева, О. В. Теория проблемно-развивающего обучения М. И. Махмутова / О. В. Бобылева, В. В. Чаркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68316/ (дата обращения: 08.03.2021).
2. Вахабова Г.И. Перспективы развития дистанционного обучения в Казахстане..- Текст: непосредственный. // Педагогическая наука и практика. – 2020- № 4 (30) – С.111-115. URL: https://cyberleninka.ru›Грнти›…-obucheniya-v-kazahstane (дата обращения: 08.03.2021)
3. Гаврик, Н. А. Дистанционное обучение в начальной школе — будущее или уже настоящее?// Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69702/ (дата обращения: 07.03.2021).
4. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе. Москва: Педагогика, 1957. 156 с.
5. Зайцев С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников.// Психологическая наука и образование. -2019 – №2 (24) – С. 50-56 URL: https://psyjournals.podster.fm›43 (дата обращения: 06.03.2021)
6. Ермилова Н.Н. Дистационное обучение младших школьников. Плюсы и минусы. Электронный портал nsportal.ru - URL: https://nsportal.ru›…obuchenie-mladshih-shkolnikov-plyusy… (дата обращения: 06.03.2021)
7. Ивошина Т.Г., Шварева Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История проблемы. Известия Пензенского ГПУ им. В.Г. Белинского. -2011 - №24 -945-949. URL: https://cyberleninka.ru›Грнти›…-samostoyatelnosti… (дата обращения: 06.03.2021)
8. Касымбекова Ж. Дистанционное обучение в образовательном процессе: достоинства и недостатки. Электронный портал. URL: https://bilimportal.kz›…v-obrazovatelnom…dostoinstva-i… (дата обращения: 08.03.2021)
9. Косикова С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. 2018. № 4. – С.143-150.
10. Люрья Н.А. Идеи С. И. Гессена о свободе и принуждении и современное образование. //Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернардского. Философия. Политология. Культурология. – 2017 - № 3. - С. 70–76. URL: https://cyberleninka.ru›article…s…sovremennoe-obrazovanie (дата обращения: 07.03.2021)
11.Петунин О.В. О структурных блоках, компонентах и уровнях сформированности познавательной самостоятельности обучаемых.// Омский научный вестник. – 2008 - №3 (67) – С. 104-106. URL: https://cyberleninka.ru›Грнти›…-samostoyatelnosti… (дата обращения: 07.03.2021)
12.Половникова Н. А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ленинград, 1977. - 58 с.,
13. Рысбаева Г. Ж. Дистанционное обучение в Казахстане. Электронный педагогический портал «Соленечный свет»URL: https://solncesvet.ru›…distancionnoe-obuchenie…kazahstane… (дата обращения 06.03.2021)
14.Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. // Известия Российского ГПУ им. А.И. Герцена. – 2019 - №2 (90) – С. 236-240. URL: https://cyberleninka.ru›article…distantsionnoe-obuchenie (дата обращения 08.03.2021)
15. Образовательные платформы РК: https://24.kz/ru/news/obrazovanie-i-nauka/item/381149-kakie-obrazovatelnye-platformy-dostupny-onlajnwww.24.kz