План
Введение.
Что такое ВОУД и задачи ВОУД
Основная часть.
Задачи ВОУД
Как проводить тестирование
Примеры заданий
Заключение
Использованная литература
Подготовка к ВОУД по русскому языку в среднем звене
«Тысяча учителей – тысяча методов».
Китайская пословица.
Модернизация отечественного образования созвучна словам Нурсултана Абишевича Назарбаева:. «Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны»
Внешняя оценка учебных достижений (ВОУД) – новый вид оценки качества образования в Казахстанской системе образования. Она была введена в 2012 году в соответствии с государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.г и в связи с изменениями в Закон РК «Об образовании».
Задачами ВОУД в организациях образования являются:
1) осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся;
2) оценка эффективности организации учебного процесса;
3) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования.
Виды функциональной грамотности, по которым разработаны тестовые задания:
1) математическая грамотность (математика) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
2) естественнонаучная грамотность (биология, физика, химия, география) – способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах,
необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
3) грамотность чтения (казахский язык и русский язык) – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Для того, чтобы ученик был хорошо подготовлен к ВОУД, мог решать тесты, мы должны начать работу еще в начальных классах и в среднем звене. Ученики должны хорошо читать, понимать вопросы в тестах.
Этапы планирования по подготовке учащихся к ВОУД.
Диагностический этап
1) Анализ результатов пробных тестирований с целью выявления «западающих звеньев» в отдельных темах.
2) Индивидуальная еженедельная работа
- тестирование по отдельным темам
- контрольные срезы
2. Практический этап
1) работа по сборникам тестов
2) индивидуальные занятия
3. Контрольный этап
1) контрольное тестирование по темам
2) ведение коррекционной работы
3) ведение диагностической карты
Я думаю, что имеется три важных момента при подготовке учащихся к ВОУД : методический, психологический, контролирующий.
1. Подготовка учащихся по программе 5-9 классов.
2. Подготовка учащихся в 9 классе. Тестирование провожу после изучения каждой темы, за годы работы накоплены тесты по всем темам, которые использую и в 9 классе для закрепления изученного материала.
3.Тестирование - не единственная, но эффективная форма подготовки к ВОУД и будущем к ЕНТ. Нужно как можно чаще прводить тестирование.
Я считаю, что если мы хорошо подготовим учеников по русскому языку
в 9 классе, то при сдаче ЕНТ в 11 классе нам будет намного легче.
Система подготовки к ВОУД не будет завершенной, если постоянно не отслеживать результаты учащихся, поэтому мониторинг просто необходим.
Но нельзя забывать, что для учащихся на уроках русского языка большое значение имеет развитие речи. Ф. И. Буслаев в своей работе «О преподавании отечественного языка в 1844 году утверждал:«Способ преподавания двоякий: или заставляют ученика самого доискиваться и находить то, чему хотят научить его, или же предмет преподаваемый дается
ему готовый, без всякого с его стороны стремления. Так как язык, кроме знания, предполагает и умение: потому и ответственная грамматика не довольствуется только развитием природного дара слова, но руководствует ученика в искусстве читать, говорить и писать. Все это искусство должно быть основано на практических упражнениях». А тестовые задания не способствуют развитию речи. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а их необходимо умело использовать в процессе обучения вместе с сочинениями, изложениями, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.
Базовые тесты – тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий, время проведения 10 - 15 минут.
Диагностические тесты – тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения.
Тематические тесты – тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения.
Итоговые тесты – тесты для проведения в конце полугодия, года, с целью выявления объема и уровня усвоения материала.
При работе с тестами:
Следует приучать учащихся не делать подробные записи каждого шага своих рассуждений. Чем меньше и короче ученик делает записи, тем выше будет его результат, поскольку больше времени останется на работу с самим заданием.
Соответствие баллов и оценок
по пятибальной системе
2 | 3 | 4 | 5 | |
Русский язык | 0-6 | 7-12 | 13-16 | 17-20 |
Важным резервом повышения качества подготовки учащихся является учет в работе учителей информации о типичных ошибках выпускников, допускаемых при выполнении заданий тестирования. Причиной типичных ошибок чаще является не пробелы в знаниях фактологического характера, а недостаточная сформированность важных умений, непонимание терминологии, что является основой формирования главных предметных компетентностей. Причиной многих типичных ошибок при выполнении
заданий по русскому языку являются задания с примерами на исключения из правил, на пунктуационные правила, которые не встречаются в школьных учебниках. Правописание не и ни, правописание корневой Ы., после согласной (например, в слове предыстория), прямой и обратной порядок слов в предложении - негрубые ошибки, тогда как в тестах это учитывается.
Умение правильно отвечать на вопросы тестовых заданий, выбирать правильный вариант ответа – обычный навык, которым можно овладеть.
Для этого нужно организовать не только работу на уроках, но и дополнительные занятия. Целью этих занятий является не «натаскивание»,
на угадывание ответов, а обучение методам, алгоритмам, приемам работы с тестовыми заданиями. Нужно развивать в учениках орфографическую зоркость.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Обычно проговаривание можно использовать в вопросах: укажите какую гласную нужно поставить после шипящих и Ц: жгучЕй, полотенцЕм, купцОв, шалашОм, кирпичОм
Циклограмма по подготовке к ВОУД
Ежедневно:
1. Индивидуальная работа с учащимися;
4
2. Работа над самоорганизацией обучающихся;
3. Пятиминутки по темам тестирования;
4. Использование разноуровневых заданий;
5. Включение в план урока этапа урока «Подготовка к ВОУД».
Еженедельно:
1. Организация консультативных занятий для учащихся;
2. Проведение тренингов среди учащихся по заполнению бланков ответов;
3. Психолого–педагогическое сопровождение учащихся 4-х и 9-х классов по подготовке ВОУД по программе «Хочу быть успешным» (психолог);
4. Пополнение индивидуальных папок учащихся по подготовке к ВОУД, заполнения «Листа достижений».
Каждый месяц:
1. Ознакомление родителей с итогами пробных тестирований слабоуспевающих учащихся;
2. Индивидуальные встречи с родителями учащихся группы «Риска»;
3. Оформление «Экрана» ВОУД по результатам пробных тестирований;
Раз в четверть:
1. Обсуждение итогов пробных туров ВОУД на МО ;
2. Коррекция плана работы на новую четверть;
3. Проведение родительского собрания;
4. Проведение психологических тренингов с учащимися (психолог).
Раз в год:
1. ВОУД;
2. Обсуждение итогов ВОУД на совещании при директоре;
3. Коррекция плана работы на новый учебный год.
Одни из самых трудных тем для учеников 5-х и 6-х классов
1.Правописание гласных в корне слова
Безударные гласные А, О, Е, И, Я в корне слова надо проверять
Для этого надо изменить форму слова или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной
Пример: травяной – трАвы
вода - вОды
Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Примеры практических заданий
1. Вставить нужные гласные, подобрать проверочные слова:
А) прим...рять пальто, прим...рять соперников;
В) промышленность разв...вается, влаги разв...ваются;
С) укр...шать зал гирляндами, укра...щать животное;
Д) прож...вать хлеб, прож...вать по адресу.
2.Буквы Ы и И после приставок, оканчивающиеся на согласную
Подыскать (искать), безымянный (имя), предыдущий (идти), обыскать (искать), сыгранный (играть), разыграть (игра)
Сохраняется буква И после приставок сверх-, меж-
Сверхизысканный, сверхинтересный, межинститутский
дезинформация, дезинфекция
1.Отметить слово с написанием И после приставки:
А) Без … сходный
В) От…скать
С) Пред…сторический
Д) Сверх…нтересный
Е) Пред…дущий
2.Отметить слова с написанием И после приставки:
А) Под…тожить
В) От …скивать
С) Пред…дущий
Д) Без …нтересный
Е) Меж …здательский
3. Слова с корнями пол-(полу)
Практическое задание
1.Определите строку слов, которые пишется через дефис:
А) (Полу)проводник, (пол)сотни, (полуграмотный)
В) (Полу)сапожки, (полу)шарие, (пол)столицы
С) (Полу)живой, (пол)слова, (полу)подвальный
Д) (Пол)ананаса, (пол)огурца, (пол)Москвы
Е) (Пол)дома, (пол)часа, (полу)меры
2.Слитно пишутся существительные:
А) (Пол)лаборатории, (пол)озера, (пол)улицы
В) (Пол)луковицы, (пол)арбуза, (пол)яблока
С) (Пол)банана, (пол)столицы, (пол)жизни
Д) (Пол)Москвы, (пол)Европы, (пол)Байкала
Е) (Пол)лимона, (пол)листа, (пол)луга
На заметку! Как решать тест?
Тренируйтесь!
Чем больше вы решите типовых тестов, тем больше опыта получите. Сейчас продается достаточное количество книг (сборников тестов) с ответами на их задания и примерами решения. Также стоит отметить, что задачи из этих сборников попадаются и на реальных тестах.
Решив достаточное количество тестов, вы усвоите их основные конструкции. Большинство заданий похожи и отличаются только величинами данных или названиями предметов.
Торопитесь!
Когда научитесь решать медленно, постепенно ускоряйте темп. После чего делайте задания на скорость, пытаясь эмулировать условия, приближенные к реальности
Пропускайте!
Если после прочтения задания вы ничего не поняли, то смело его пропускайте, даже если тест находиться в группе “легких заданий”. Ни в коем случае не тратьте на него время вначале.
Угадывайте!
Если у вас нет вообще никаких идей насчет правильного варианта ответа,
то на несколько секунд закройте глаза, стараясь ни о чем не думать, а после ставьте первое, что придет в голову. Вообще интуиция очень мощная вещь, которая тренируется, как и все остальное. Когда-нибудь расскажу о ней подробно
Исключайте!
Решая определенный тест, вы заметите, что некоторые варианты ответов никак не могут подойти под данное условие. Рассуждая и постепенно отсекая неподходящие варианты, в конце-концов можно найти правильный.
Думайте только об одном задании
Решая любую задачу, будь-то тест или что-нибудь из жизни, всегда думайте в одно время о чем-то одном. Не распыляйтесь. Не переживайте о неудачах в предыдущих заданиях, ведь время еще есть.
Читайте задание до конца
Очень часто, прочитав первые два предложения и узнав в ней похожую, ранее прочитанную задачу, абитуриент бросается ставить подходящий ответ. Это приводит к самым досадным ошибкам. Всегда читайте задания до конца!
Не печальтесь
Если вы решили не все тесты, то знайте следующее: в тестах запланировано несколько заданий, с которыми вы просто физически не должны справиться за отведенное время (если вы не супер-гений). Возможно, вы решите не все задания, но очень много людей решит их еще меньше. Может получиться так, что ваш невысокий бал относительно других будет просто недосягаем.
Два этапа
Решение тестов должно проходить в два этапа. Сначала проходите по первому кругу, решая все то, что наверняка знаете. Потом возвращаетесь к тому, что пропустили.
Содержание папки по ВОУД
Титульный лист
Нормативные документы (МОН)
Инструктивные письма (МОН)
Приказы по школе
Планы работы по школе
Индивидуальный план работы (общий план подготовки, планы работ с учащимися с повышенной и пониженной мотивацией)
Списки классов
Списки учащихся с повышенной мотивацией
Списки учащихся с пониженной мотивацией
График дополнительный занятий
График проведения общешкольных пробных тестирований
Шкала перевода баллов в оценки
Итоги тестирований – цифровые данные
Мониторинги и анализ тестирований, анализ ошибок
Отчёты по полугодиям
Выписка из протокола собрания
Образцы тестовых заданий
Памятки для учащихся и родителей (МОН)
Советы и рекомендации учащимся и родителям
Работы учащихся по ликвидации пробелов в знаниях
Использованная литература
1. Журнал Алтын белгі
2. Интернет ресурсы
ww.docme.ru/doc/229652/metodika-podgotovki-k-ent-s-ispol._zovaniem-komp._yuternyh-t...