Раздел: | Электростатика | |
ФИО педагога | Мирошник Н.Д. | |
Класс: 10 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | |
Цели обучения в соответствии | 10.3.1.7 -проводить сравнительный анализ явлений электростатической индукции в проводниках и поляризации в диэлектриках; | |
Цели урока | - Объяснить различие между проводниками и диэлектриками на основе МКТ - Исследовать поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле; - Сопоставить особенности явлений электростатической индукции в быту и природе; |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деят-ть учителя | Деят-ть ученика | оценивание | ресурсы |
1. Начало урока:
Starting (зона актуального развития)
| Добрый день! Рада вас видеть на уроке.
Задание1 «Найди правильную дорогу» Ответы1)145,278,356,429,564,6107,787,833,995,101 Задание 2 «Собери формулу» 2) 1-3,1-5, 1-7, 2-4,3-6, 4-1, 5-2 Задание3: Реши качественно задачу: (каждому ученику по 1 задаче) |
Отвечают на вопросы
Выполняют задания
Решают задачу |
Самооценивание в листах самооценивания |
Лист самооценки урока по теме
|
Изучение нового материала
| Задание 4 1. Разделите предложенные вещества по электрическим свойствам на 2 группы. (Азот, Вода, Алюминий, Масло, Парафин, Поваренная соль, Железо, Стекло, Керосин, Медь)
О чем же сегодня мы будем говорить? Дайте название группам. Запишите в тетрадях тему урока: " Проводники и диэлектрики и в электрическом поле" Сегодня мы исследуем: -Чем же именно отличаются проводники от диэлектриков? - Как те и другие поведут себя в электрическом поле? -Человек – это проводник или диэлектрик? Раздает таблицы для заполнения. | Выписывают в 2 столбика слова; Определяют и записывают тему урока.
|
|
|
Исследовать поведение проводников и диэлектриков в электрическом поле;
| Задание 5: Заполнить таблицу | Заполняют таблицу
Выступление (представление информации группы) «По цепочке» | Взаимооценивание с пометками
|
|
Сопоставить особенности явлений электростатической индукции в быту и природе;
| Видео ролик (5 мин) Явление электростатической индукции и поляризации - Земля, компьютеры и другая техника, грозовые тучи, линии электропередач...
-Рубрика: А вы знаете? (исторические сведения)
Учитель: В разделении зарядов и заключается явление электростатической индукции. Благодаря этому явлению осуществляется электростатическая защита. Если какой-либо прибор необходимо защитить от внешних электрических полей, то его помещают в проводящую оболочку
-Назовите источники электрических полей
Группа1: Как микроволновая печь разогревает продукты. Возможный ответ: Поместим для подогрева в микроволновую печь стакан с водой. Вода – полярный диэлектрик, состоящий из диполей. Как только мы включим микроволновку, в ней появится электрическое поле, под действием которого диполи развернутся. В следующее мгновение направление электрического поля изменится, и под действием поля диполи развернутся на 180 градусов. Так как частота микроволнового излучения 2450 МГц, то за одну секунду каждая молекула развернётся на 180 градусов 4 900 000 000 раз! Под действием микроволнового излучения диполи будут “кувыркаться” и толкать другие молекулы. А наша вода, или другие продукты будут нагреваться. Так нагревается поверхностный слой, а вглубь продуктов тепло передаётся за счёт теплопроводности. (Слайд)
Учитель: - Мы все пользуемся мобильными телефонами и не раз слышали, что излучение наносит вред нашему организму. Компании же сотовой связи утверждают обратное. (Слайд 8). Рассмотрите внимательно таблицу. О чём говорит вам сухой язык цифр и здравый смысл? | Смотрят, отмечают новые моменты, записывают в тетрадь Сообщение учащегося Делают выводы: электростатическое поле внутрь проводника не проникает, заряды скапливаются на поверхности проводника.
-Перечисляют источники электрических полей
Готовят сообщение
Отвечают н вопросы |
Две звезды и одно пожелание |
|
| Группа 2- Человек – проводник или диэлектрик? На 60 % состоит из воды, мозг на 90%, значит, диэлектрик. А это значит, что электрическое поле в теле человека есть. Причем напряженность этого поля человеческого тела меняется в зависимости от напряженности внешнего электрического поля в данной точке земли в данный момент, от положения тела человека. | Готовят сообщение |
Две звезды и одно пожелание |
|
| - Является ли источником сильного электрического поля Земля? Согласно новейшим исследованиям, земной шар заряжен отрицательно, то есть избыточным количеством свободных электрозарядов, около 6*105 Кл. Это очень большой заряд. На большом расстоянии от земли, охватывая ее со всех сторон, находится ионосфера, состоящая из большого количества положительно заряженных ионов. Между землей и ионосферой существует электрическое поле. Электроны, стремящиеся под действием поля вырваться с поверхности земли, проникали в голые ступни и электропроводные концы нервов мышц первобытного человека, ходившего по земле босиком. Это проникновение электронов продолжалось только до тех пор, пока общий свободный отрицательный заряд человека не достигал потенциала заряда на участке поверхности земли, где он находился. Под действием поля заряды, проникшие в тело человека, стремились вырваться наружу, где и захватывались положительно заряженными ионами атмосферы, непосредственно соприкасавшейся с открытыми кожными покровами головы и рук. Тело человека, его живые клетки и все функциональные зависимости метаболизма миллионы лет были приспособлены природой для здоровой жизни человека в условиях околоземного электрического поля. Человек надел сапоги, синтетическую одежду, выстроил дома, изобрел токонепроводящнй линолеум, резиновые подошвы, залил улицы городов и дороги асфальтом. Человек сегодня гораздо меньше соприкасается с электрозарядами земли. Т.е. он стал заряженным положительно. В этом заключается одна из причин таких “общедоступных” болезней, как головные боли, раздражительность, неврозы, сердечно-сосудистые заболевания, быстрая утомляемость, плохой сон и пр. | Отвечают на вопрос, озвучивают презентацию
|
|
|
контроль | Выполнение тестового задания (на карточках).
| Выполняют задание | Самооценивание по образцу |
|
| Рефлексия. Всегда возникает множество «почему?» при объяснении природных явлений А какие вопросы возникли у вас? Запишите их. Озвучьте их Домашнее задание: 1. прочитать параграф о проводниках и диэлектриках в электрическом поле 2. «Природные явления планеты – причины и следствия» и написать эссэ 3. ответить на поставленные вопросы Почему и как в туче происходит разделение зарядов? Как изменяется величина и направление напряженности поля при грозе? Какова причина молнии? Как уберечься от сильнейшего электрического поля молнии? Почему нельзя пользоваться огородом, если он находится вблизи высоковольтной линии электропередачи? | Записывают на стикерах вопросы; Крепят на доску вопросы и озвучивают | Вопросы на стикерах |
|
Приложение 1:
Задание1 «Найди правильную дорогу»
1. заряд | 1. e | 1. |
2.напряженность | 2. k | 2 |
3. сила Кулона | 3.A | 3.Дж |
4. коэффициент пропорциональности | 4.q | 4.Кл2/Нм2 |
5. электрическая постоянная | 5.F | 5.Кл |
6. потенциал | 6.e0 | 6.Н |
7.разность потенциалов | 7.E | 7.В |
8. работа | 8.Dj | 8.В/м |
9. элементарный заряд | 9.e | 9.Нм2/Кл2 |
10.диэлектрическая проницаемость среды | 10.j |
|
Например1-4-5
Задание 2 «Собери формулу»
1.С | 1. |
2.F | 2. |
3.E | 3.qU |
4.Dj | 4. |
5.j | 5.qDj |
6. | 6. |
7. | 7.qEd |
Реши качественно задачу: (2б, каждому ученику по задаче)
- Какую работу совершает электрическое поле при перемещении заряда 20нКл из точки с потенциалом -100В в точку с потенциалом 400В.
- Какая сила действует на заряд 12 нКл, помещенный в точку в которой напряженность электрического поля равна 2КВ/м.
- Напряжение между двумя точками, лежащими на одной линии напряженности однородного электрического поля, равно 2кВ. Расстояние между этими точками 10 см. Какова напряженность поля.
- Заряд на обкладках конденсатора увеличили в 2 раза. Как изменится электроемкость конденсатора?
- Как изменится емкость конденсатора при его заполнении диэлектриком с проницаемостью ε = 4? Конденсатор исходно заряжен и отключен от источника тока.
- Как изменится напряжение на обкладках заряженного плоского конденсатора, если расстояние между его обкладками увеличить в 2раза?
Приложение3: Самопроверка Выполнение тестового задания (на карточках).
- Какое из перечисленных веществ лишнее?
- Железо
- Резина
- Дерево
- Шёлк
- Диэлектрик поместили в электростатическое поле, а затем разрезали на две части. Полученные половинки оказались…
- Разноименно заряженными
- Одноименно заряженными
- Нейтральными
- Однозначно ответить нельзя
- Какое явление называется поляризацией диэлектрика?
- Разделение разноименных зарядов в электрическом поле
- Процесс передачи диэлектрику заряда
- Смещение относительно друг друга связанных зарядов в молекуле под действием электрического поля
- Распад молекул на ионы
- Напряженность электростатического поля в вакууме 20 кН/Кл. Какова напряженность этого поля в керосине, если его диэлектрическая проницаемость равна 2?
- 1000 Н/Кл
- 10000 Н/Кл
- 20000 Н/Кл
- 40000 Н/Кл
- На рисунке изображены различные вещества, внесенные в однородное электрическое поле. Стрелками показано направление линий напряженности внешнего поля. Укажите диэлектрик.
- Только 1
- Только 2
- 1 и 2
- Нет верного ответа
Лист самооценки урока по теме:_______________________ в ____ классе
Ученика(цы)____________________________________________
Задание1 Мах 10б | Задание2 Мах 7б | Задание3 Мах 2б | Общее кол-во за Д/з мах 19б | Задание 4 Заполни таблицу (мах21б) | Задание 5 тест Мах 5б | Итого Мах 45б | Оценка «3» - 25 б «4» - 35 б «5» - 45 б |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|