Тема: «Звук и буква [Р]».
Цель: Закрепление знаний о звуке и букве [Р].
Задачи:
Коррекционно - образовательные задачи:
1. Закреплять навык правильного произношения звука [Р].
2. Продолжать формировать навык звуко – буквенного анализа и синтеза, определять место звука в слове.
3. Совершенствовать фонематический слух.
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, словесно – логическое мышление.
2. Развивать общую, мелкую моторику рук.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитывать желание работать в коллективе, оказывать помощь друг другу.
Оборудование: мягкие игрушки со звуком [Р], зеркала, картинки к загадкам, самодельные бабочки из цветной бумаги для дыхательной гимнастики; картинки на звук[ Р], буквы [Р] на каждого ребенка, карточки со слогами.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто скажет свое имя ласково.
- К нам сегодня в гости пришли игрушки. Посмотрите на них внимательно и найдите те игрушки, в названии которых есть звук [Р]. (Дети выходят и выбирают себе игрушки).
2. Сообщение темы.
- Сегодня у нас не простое занятие, а речевое. Во время занятия мы будем делать гимнастику, работать со звуком [Р], слышать звук [Р], определять место звука[ Р] в слове.
3. Артикуляционная гимнастика.
- «Вдох, выдох».
- «Щечки надули – сдули».
- «Улыбка – трубочка».
- «Рот открыть, закрыть».
- «Блинчики на тарелочке».
- «Качели»- «Часики».
-«Лошадка». «Заведем моторчик». «Дятел».
4. Отгадывание загадок. (Предметные картинки).
Про меня говорят
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед
Только задом наперед. (Рак)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
Через реку повисло
Разноцветное коромысло. (Радуга)
С хвостом, а не зверь.
Плещет в речке чистой,
Тонкой серебристой. (Рыба).
5.Чистоговорки.
Прослушайте, какой звук повторяется в этих словах.
Почему тигры рычат р –р –р…
Почему вороны каркают кар – р – р…
Почему уони хрипят хр – р – р…
Почему ставни скрипят скр – р – р…
Как рычит злая собака р – р – р…
Как рычит тигр р – р – р…
Почему летит вертолет др – р – р …
Чтоб научить всех ребят
Трудное РРРРР – выговаривать!
6. Характеристика звука [Р].
- Звук [Р] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем буквой [Р].
- Чтоб произнести звук [Р], для этого надо сделать:
- губы в улыбке;
- зубы открыть;
- язык поднять вверх к бугорочкам;
- воздух сильный;
- горлышко звенит;
- кончит языка дрожит.
7. Будем учиться слышать звук[ Р].
- Если услышите звук [Р], поднимите букву: л, д, т, в, р, н, ж;
В слогах: ла, ва, то, су, ра, ло, ра, про, зло, шру.
В словах: мак, шкаф, рука, стол, горка, топор, помидор.
- Чему мы сейчас учились? (Слышать звук [р])
8. Звуко – буквенный анализ и синтез.
- Определение место звука в названиях картинок.
9. Дыхательная гимнастика с бабочками.
10. Проговаривание слогов хором.
Ра – Ра – Ро Ру – Ру - Ры
Ро – Ро - Ру Ры – Ры – Ро
11.Скажи наоборот.
Ра – Ар, Ро – Ор, Ру – Ур, Ры, - ыр.
12. Физкультминутка «Теремок»
13. Доскажи словечко.
Ра – Ра – Ра начинается игра.
Ры – ры – ры у мальчиков шары
Ру – ру – ру продолжаем мы игру.
Ар – ар – ар летит комар.
Ор – ор – ор у мамы помидор.
Ар – ар – ар закипает самовар.
Орка – орка высокая горка.
14. Повтори слово тогда, когда названа еда.
Метро, горох, порог, пирог.
Творог, мороз, пирожное.
Огород, сорока, мороженое.
Макароны, сырок, трава.
15. Назови словосочетания со словом – красный.
- Назовите цвета на звук[ Р].
16. Пальчиковая гимнастика.
Мышка.
– Серенький комок сидит,
И бумажкой все шуршит.
Заяц.
– Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат
Он прыгает и пляшет,
Веселит своих зайчат.
Лиса.
- Прибежала лисичка
Рыженькая сестричка.
Волк.
- Прибежал волчок
Серый бочок.
17. Письмо в тетрадях буквы [Р].
18. Итог занятия.
- Какой звук мы с вами закрепляли?
- Дайте характеристику звуку.
- Какое задание больше всего понравилось.