Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI853

Особенности начальной подготовки тяжелоатлетов в 10-15-летнем возрасте

 Актуальность проблемы, Современные социально-экономические условия жизни общества предъявляют все возрастающие требования к здоровью подрастающего поколения. Наблюдения последних десятилетий отчетливо показывают тенденцию снижения основных параметров физических и функциональных возможностей организма школьников . Одной из социально значимых причин этого явления есть основания считать сокращение двигательной активности современного человека — гиподинамию и повышение удельного веса психических нагрузок. По мнению многих специалистов, наравне с квалифицированной медицинской помощью, незаменимы в этой ситуации профилактические мероприятия, главным из которых должна быть разносторонняя и качественная физическая подготовка, проводимая с юных лет.

       Особая роль в физической подготовке традиционно отводится силовым упражнениям. И это не случайно, ведь все богатство двигательных проявлений человека имеет силовую основу, а сами силовые упражнения оставляют наиболее выраженные следовые эффекты в организме занимающихся.  
         Сила является базовым физическим качеством, напрямую связанным с уровнем биологического развития человека. Тренировочные воздействия силового характера вызывают существенные функциональные и метаболические сдвиги в организме спортсмена. В то же время имеются исследования, в которых отмечается избирательная способность организма детей и подростков переносить силовую нагрузку и адекватно на нее реагировать.
         Учитывая ведущую роль дозированных отягощений в силовой подготовке школьников, а также тот факт, что в тяжелоатлетическом спорте накоплен большой научно-методический опыт подготовки юных атлетов, начиная с раннего подросткового возраста, мы пришли к мнению, что использование доступных и апробированных средств тяжелой атлетики окажется наиболее эффективным при решении задач силовой и разносторонней подготовки детей подростков.
         Новичками в секции тяжелой атлетики могут оказаться занимающиеся нескольких возрастных групп, находящиеся на разных ступенях физической и функциональной зрелости с соответственно различными адаптационными возможностями к тренировочной нагрузке. В традиционной методике подготовки молодых тяжелоатлетов планирование и дозирование тренировочной нагрузки, как правило, дифференцируется лишь по многолетним этапам подготовки, тогда как в отношении возраста занимающегося преобладает унифицированный подход. Это приводит к тому, что для многих юных спортсменов тренировочные воздействия могут оказаться или завышенного, или заниженного характера.
     Научная проблема. В работе решалась перспективная проблема, связанная с возрастной дифференцировкой средств и методов тяжелоатлетического спорта в тренировочном процессе юных атлетов начиная с 10-летнего возраста. Научное обоснование методики тяжелоатлетической подготовки на начальном этапе занятий спортом 10-15-летних атлетов, в которой учитывается конкретный возраст занимающихся, вносит определенный вклад в расширение и углубление теории и методики юношеского спорта.
         Рабочая гипотеза строилась на основе известных научно-практических разработок ряда исследователей, доказывающих возможность направленного использования дозированных отягощений в качестве средств силовой подготовки в детском и подростковом возрасте (31-34, 46-57, 102, 133, 164 и др.). В этой связи было предположено, что разработка и научное обоснование методики начальной дифференцированной подготовки тяжелоатлетов 10-15 лет с учетом возрастных особенностей организма позволит углубить и продолжить процесс дальнейшего совершенствования системы спортивной тренировки в тяжелоатлетическом спорте.
         Основные положения, выносимые на защиту,

1. Широкое использование на начальном этапе подготовки в тяжелой атлетике средств ОФП, а также дозирование специальной силовой нагрузки в строгом соответствии с возрастом занимающихся, позволяет на фоне экономизации двигательного потенциала юных тяжелоатлетов 10-11 лет достичь более высокого уровня их специальной физической подготовленности.

2. Дифференцированная методика начальной тяжелоатлетической подготовки в 10-15-летнем возрасте планируемая в рамках многолетнего учебно-тренировочного процесса, в отличие от традиционного подхода, должна быть ориентирована адресно — на конкретный возраст юного атлета.

3. На начальном этапе тренировочного процесса в тяжелоатлетическом спорте планирование средств ОФП и СФП осуществляется в строгом соответствии с возрастом юного спортсмена. Соотношение ОФП и СФП в 10-12-летнем возрасте составляет 60 и 40%, в 13-15-летнем — 50 и 50%. Постепенное сокращение учебного времени, выделенного на ОФП, не приводит к ухудшению процесса всесторонней физической подготовки, поскольку включение в СФП разнообразных упражнений силового характера позволяет развивать не только максимальные силовые качества, но и в не меньшей степени силовую и общую выносливость, быстроту и ловкость юных атлетов.

4. 13-летний возраст является сенситивным в спортивной подготовке юных тяжелоатлетов, приступивших к тренировкам в 10-11 лет. В нем, как ни в каком другом (10-15-летнем) периоде, отмечаются наиболее высокие темпы развития специальных силовых качеств штангиста на фоне эффективного совершенствования других физических возможностей, в том числе и выносливости.

    Теоретическая значимость работы. С научно-педагогических позиций доказано преимущество по сравнению с традиционной методикой дифференцированного подхода к организации силовой подготовки школьников 10-15 лет в отдельно взятой возрастной группе. Максимальный учет возрастных особенностей занимающихся исключает возможность негативного влияния тренировок с отягощениями на физическое состояние организма молодых атлетов. Такой принципиальный подход к тренировочному процессу в молодом возрасте является, по нашему мнению, исключительно перспективным не только в тяжелоатлетическом спорте, но и в других силовых видах спорта.

   Практическая значимость работы состоит в разработке и обосновании методики начальной тяжелоатлетической подготовки в отдельно взятой возрастной группе детей и подростков: 10-11, 12, 13, 14 и 15 лет.

    Экспериментально доказана эффективность широкого применения средств ОФГ1 по специально разработанной методике в тренировке детей и подростков, способствующих преимущественному развитию силовых качеств. Предложены варианты соотношения СФП и ОФП в период начальной подготовки юных тяжелоатлетов 10 15 лет.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, приложений и актов внедрения. Работа изложена на 184 страницах машинописного текста, иллюстрирована 10 таблицами и 12 рисунками. Список литературы включает 204 литературных источника, из них 29 иностранных авторов.


  ВЫВОДЫ

1. Занятия мальчиков тяжелоатлетическим спортом в 10-15-летнем возрасте приводят к ускорению процесса совершенствования двигательного аппарата при силовых и скоростно-силовых проявлениях на фоне естественного возрастного развития таких физических качеств как быстрота и выносливость.

2. Для юных спортсменов при занятиях с тяжестями 13-летний возраст является сенситивным в отношении воспитания собственно силовых качеств. В то же время этот возрастной период отличается наиболее благоприятными физическими и функциональными возможностями организма при развитии общей и силовой выносливости, быстроты и ловкости.

3. У тяжелоатлетов в 14- 15-летнем возрасте, независимо от величины тренировочных воздействий, наблюдается снижение темпов прироста силовых и скоростно-силовых возможностей по сравнению с предыдущими возрастными периодами. Эта тенденция, хотя и в меньшей степени, наблюдается и при развитии быстроты, силовой и общей выносливости.

4. Возрастной характер развития основных физических качеств в 1015-летнем возрасте в целом достоверно не отличается от того, ч то наблюдается у тяжелоатлетов-сверстников. Однако с 10-12-летнего возраста отмечаются более выраженные в пользу спортсменов различия в количественных параметрах, особенно силы, скоростно-силовых качеств, и в меньшей степени - быстроты и выносливости.

5.В 10-12-летнем возрасте наибольшая эффективность силовой подготовки достигается при использовании метода круговой тренировки по типу интервального упражнения, который позволяет охватить основные мышечные группы, не вызывая крайнего утомления организма на фоне высокого эмоционального подъема тренировочного занятия.

6.При условии постепенного перехода на силовую подготовку с использованием методов стандартно-повторного интервального и вариативного интервального выполнения упражнений эффективность тренировочного процесса с 13-летнего возраста увеличивается. Это позволяет повысить качественные характеристики каждой из прорабатываемых мышечных групп за счёт использования приспособительных возможностей нервно-мышечного аппарата организма юных тяжелоатлетов на фоне постепенного сокращения интервалов отдыха между подходами.

7. Планирование тех или иных упражнений, методов их выполнения и объема и интенсивности нагрузки в тренировке юных тяжелоатлетов должно осуществляется с учетом возрастных особенностей занимающихся. В 10-12 лет частота упражнений атлетического, бегового, прыжкового и игрового характера (при четырех тренировочных занятиях в неделю) планируется не меньше двух раз. В 13-15 лет при сохранении прежнего объема тренировочных занятий в неделю раздел атлетической подготовки включается уже в каждую тренировку. Объем прыжковых, беговых и игровых упражнений остается тог же, что и в предыдущей возрастной группе.



 Практические рекомендации

Анализ научно-методической литературы и подведение итогов педагогического эксперимента позволили нам предложить к практическому применению ряд рекомендаций с целью усовершенствования организационных и методических форм тренировочных занятий юных тяжелоатлетов 10-15 лет.

1. Для 10-11-летней возрастной группы тяжелоатлетов целесообразно проведение в первые четыре месяца занятий в секции трехразовых тренировок в неделю по два часа. С пятого месяца регулярных тренировок следует вводить четвертое тренировочное занятие, как и предусмотрено поурочной программой групп НП, но целиком посвящать его ОФП. Мы объясняем это прежде всего повышенной осторожностью при работе с 1011-летними детьми в первые месяцы занятий. И лишь после четырехмесячного адаптационного периода к тренировке с отягощениями допустимо введение четвертого тренировочного занятия в неделю.

2. Начиная с 12-летнего возраста мы предлагаем четвертое тренировочное занятие в неделю вводить в тренировочный процесс с сентября. Но при этом у 12-летних атлетов оно полностью состоит из ОФП, у 13-летних включает 1 тяжелоатлетическое упражнение, у 14-летних - уже 1-2, а у 15-летних - 2-3.



155 0
Динислам Мухаметали, Учитель физической культуры КГУ ОШ № 37 Бостандыкского района УО г.Алматы Ұлы Дала Ұстазы № 000508
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: