«Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей»
В.А. Сухомлинский
Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. В древности его считали самым трудным из всех занятий, называли искусством.Сегодня мы черпаем познания в вопросах взаимодействия организованного и семейного воспитания в истоках народного творчества и сочинениях просветителей, которые много внимания обращали на роль родителей в воспитании детей, на принципы семейного воспитания.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности.Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.В современном понимании процесс воспитания это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс имеет ряд сложностей:
- Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.
- Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
Для полноценного прохождения процесса воспитания и формирования личности ребёнка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьёй в целом.
Совместная работа школы с родителями по воспитанию и образованию детей – актуальная проблема.
Школа – вне семейный социальный институт, образовательное и воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.
Здесь начинается систематическое педагогическое просвещение.
Образовательное учреждение повышает эффективность:
- нравственного воспитания и развития;
- трудового воспитания и развития;
- умственного воспитания и развития;
- физического воспитания и развития;
- художественного воспитания и развития.
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий.
Условия в семье и в образовательном учреждении не должны отличаться друг от друга!Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающая роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
И. Брандт сказал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому».
Сегодня семья - важнейший фактор развития личности.
Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья – и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитанияявляется и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трёх, а иногда и четырех поколений.
А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека.В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально, личностно значимых форм поведения.Семейное воспитание имеет также широкий временный диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.Влияние родителей на развитие ребенка очень велико.
Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.