Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому. Данное определение наиболее ясно отображает нам назначение данной деятельности в жизни человека. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Трудовое воспитание – процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, игры.
Но главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки А. С. Макаренко, говоря о значении воспитания детей в труде, показал: дети – будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они готовы к нему. Нашему обществу нужна творческая личность. Поэтому дети должны относиться к труду не как к принудительному бремени, а как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознается как общественно полезная. Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни.
В школе в каждом классе каждый ребенок должен иметь поручения или каждодневные обязанности. И эти обязанности со временем должны меняться, только тогда у ребенка будет интерес к выполнению своих обязанностей. Но не только хорошо выполнять поручения, но и самому придумывать интересные занятия, игры, конкурсы и т.д. Велика роль семьи в трудовом воспитании детей. В семье у детей закладываются основы трудолюбия, вырабатываются трудовые умения и навыки. Как же следует организовать труд ребенка в семье? Существуют определенные правила, при соблюдении которых труд воспитывает.
1. Труду ребенок может научиться только при непосредственном участии в труде, и, чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приобщается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд, а младший школьник выполняет также учебный и общественно полезный труд. Чем раньше родители будут привлекать школьника к бытовому труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого правила ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
2. Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к деятельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с детства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не только расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняемых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому труду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волевого напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не оказывает положительного воспитательного воздействия.
3. Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Начало трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает робость, нерешительность, боязнь (а вдруг не получится?) Чтоб побороть нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с показа, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умения сформированы, и ребенок может выполнить порученную работу, самостоятельно, взрослым остается, лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
4. Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей, укрепляет веру ребенка в свои силы, учит его работать добросовестно. Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
5. Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление. ученые физиологи и гигиенисты обосновали положение о том, что смена видов деятельности, чередование разных видов труда – необходимое условие снятие утомления. Такое чередование в режиме дня младшего школьника особенно необходимо, потому что утомления у него наступает значительно раньше, чем у взрослого. Накопившиеся в школе утомление легко снимается, если ученик после школы выполнит какие – то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела связаны с пребыванием ребенка на воздухе.
6. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение справедливо во всех видах труда. В семье также имеются условия для коллективного труда ребенка: совместное приготовление стола, уборка квартиры, работа на огороде и т.д. Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает возможность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарищества в работе.
Очень часто родители считают, что детям младшего школьного возраста нельзя поручать трудовые задания, так как они еще малы и ничего не умеют. Это неправильно.
Типичные ошибки родителей заключаются в недопонимании воспитательного значения труда для детей, оберегании их от труда и выполнении за них бытового, учебного труда, неверное стимулирование детского труда (плата за труд, за учебу, обещание дорогих подарков). Иногда показывают трудом, не умеют правильно организовать труд ребенка в семье (ограничиваются и довольствуются разовыми поручениями, не дают постоянных и на длительное время).
Неоценимое значение в трудовом воспитании детей имеет пример взрослых, достойный подражания. Пример действует гораздо сильнее внушения, нотации, убеждения. Но, к сожалению, не всегда взрослые подают достойный пример. В семьях можно нередко наблюдать такую картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или с газетой, а мама, придя с работы, готовит на кухне ужин. Да есть еще и другие домашние дела, но ей никто не помогает. Любая ее просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужское достоинство. Дети также не приучены помогать взрослым. А нужен совместный труд. В воспитании трудолюбия немаловажное значение имеет и тон, которым предъявляются требования по выполнению детьми трудовых поручений. Наиболее эффективной манерой обращений следует считать просьбу, обращение к детям в виде совета, рекомендации.
Ребенок читает книжку, он занят учебным трудом. Матери понадобилась помощь сына, и она распоряжается: “Срочно пойди в магазин и купи нужные для дома продукты”. Такая форма трудового задания вызывает раздражение и протест ребенка. Результат был бы иным, если бы мать обратилась к сыну с просьбой выполнить ее поручение да еще извинилась бы за то, что с этой просьбой она обращается к нему тогда, когда он делает уроки. Просьба – показатель уважения к личности ребенка, и она выполняется более охотно. Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими и психологическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. В современной семье должно осуществляться решение задач по формированию у ребенка нравственных черт характера в процессе трудового воспитания. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. В процессе труда ребенок будет контактировать с коллективом взрослых, знакомиться с передовиками производства, с жизнью своего предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработка навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к работе.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам - будут воспитывать в ребенке такие нравственные черты, как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность. Труд всегда был источником красоты, а трудовое воспитание в семье позволит ребенку непосредственно воспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребенка нравственно значимым. Очень важна подготовка ребенка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Анализ изученных материалов позволяет прийти к выводу, что самообслуживанием ребенок может оказывать действенную помощь родителям, приняв на себя часть домашних забот. Это воспитывает у ребенка инициативу, самостоятельность в работе, сознательную дисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность, привычку проявлять заботу о других. Все эти взгляды складываются на пороге юности, играющие важную роль в будущей трудовой деятельности.
Труд является практическим условием воспитания нравственных качеств, надежным рукотворным средством создания тончащей материи – духовного облика ребенка. В процессе формирования готовности к труду, в духовном мире ребенка происходит формирование социально-экономического, нравственного, эстетического мотивов труда.