Внедрение обновленного содержания образования требует применения совершенно новых подходов к преподаванию русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения.
Основная цель обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения — это общение на русском языке. Под общением понимается практическое использование языка. Государственный стандарт образования РК выдвигает конкретные результативные требования изучению русского языка в школах с казахским языком обучения:
1. В полном объёме использовать коммуникативные функции русского языка.
2. Читать на русском языке.
3. Воспринимать русскую речь на слух.
4. Писать на русском языке.
Обучение русскому языку в школе с казахским языком обучения ориентировано на реализацию сразу нескольких целей:
-Практическая цель – общение.
-Общеобразовательная цель – изучая язык, человек расширяет свой кругозор.
-Воспитательная цель – человек учится уважать другую культуру, изучение языков способствует воспитанию вежливого общения.
- Развивающая цель – обучающийся развивает память, свои речевые способности.
Русский язык в школе с казахским языком обучения – это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и высокую мотивацию к обучению. Опыт работы показал, что в начальной стадии обучения русскому языку неуспевающих учащихся не бывает, так как все выражения и языковые структуры отрабатываются при многократном повторении в устной речи в форме беседы, заучивания лексики и языковых структур в стихах и песнях. Трудности возникают тогда, когда обучающиеся должны приложить усилия для закрепления учебного материала на практике: при написании творческих заданий, эссе и выполнении тестовых заданий. Пробелы в обучении русскому языку в младшем и среднем звене приводят к тому, что из-за низкого уровня лексического запаса ученики не могут воспринимать текст на слух, понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы и тем более написать эссе и т.д. Изучение учебного предмета «Русский язык и литература» способствует развитию коммуникативных навыков устной и письменной речи.
Целью учебного процесса является совершенствование навыков речевой деятельности, основанных на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдение правил и норм русского литературного языка, правил речевого этикета, что способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
Все это создает благоприятные условия для решения главных задач школы: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения, воспитать добросовестное отношение к учению и труду, любовь к Родине, а также улучшить эстетическое развитие детей и познание ими окружающей природы.
При изучении русского языка в классах с казахским языком обучения на первое место выдвигается развитие речи учащихся. Через развитие четырех видов речевой деятельности у детей формируются коммуникативные навыки, которые помогают им адаптироваться во взрослой жизни. На уроках можно применять различные стратегии обучения на этапах слушания, говорения, чтения и письма.
Развитие речевой деятельности – главная задача уроков русского языка и литературы в средней школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении. Как известно, видами речевой деятельности являются устная и письменная речь. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Прежде всего необходимо учить детей речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.
Школьная программа предусматривает развитие как устной, так и письменной речи. Следует учитывать, что, тренируясь в письменной речи, обучающийся может не научиться устной речи и наоборот. Осмысление речи как особого вида деятельности поможет обучающимся более целеустремленно направлять свои усилия на овладение необходимыми умениями, правильно понимать и употреблять такие важные для учебного процесса. Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся осознали, что понятие речь имеет и второе значение – результат речевой деятельности. Именно в этом значении слово речь употребляется, когда мы даем оценку: хорошая или плохая.
Перед учителями – словесниками казахских школ каждодневной задачей является привитие интереса и любви к русскому языку и литературе. Обучать активно, творчески- значит использовать на уроках средства наглядности, элементы занимательности, которые воздействуют на сознание и чувства учащихся.
Уроки русского языка и литературы в классах с казахским языком обучения включают в себя работу с текстом литературных произведений, предназначенных для изучения, обсуждения и самостоятельного чтения учащимися (Обновленное содержание образования предусматривает интегрированное изучение предметов «Русский язык» и «Русская литература» в классах с казахским языком обучения) Главное внимание на уроках русского языка и литературы должно уделяться тексту. В основе урока – интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане, насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно и при возможности актуальный на момент использования.
Изменения в учебной программе вызвали недоумение и непонимание практически всех учителей-предметников. Теперь интеграция, которая была лишь дополнительным инструментом в обучении, становится основой всего процесса овладения языком. Количество учебных часов не сократилось, т. е. остались те же три часа, что и были в прежней программе. Но теперь нет разграничения между языком и литературой, а такому преподаванию не обучали ни в одном вузе. Навыков составления интегрированных заданий у педагогов тоже нет. Поэтому заявленные по программе интегрированные уроки приобрели весьма своеобразный вид: 25 минут учитель работает над изучением произведений, оставшиеся 20 минут в срочном порядке дает грамматику языка.
Предлагаем вам некоторые приемы извлечения правил грамматики языка из текстов художественной литературы.
Использование текстоцентрического метода
Казалось бы, что может быть проще и понятнее: к тексту – отрывку из программного произведения – составляются различные задания на понимание содержания текста, его анализ, как литературный, так и грамматический. Но здесь вновь возникает ситуация, при которой, проработав текст на восприятие, понимание содержания, педагоги начинают давать задания на грамматику, выбирая подходящий под правила языковой материал: слова, словосочетания, предложения.
В такой методике есть какие-то проявления интеграции, но нет гармонии, целостности, единства.
Как достичь этого?
Для этого необходимо
-глубокое изучение программных текстов;
-знание особенностей авторского стиля в текстах;
-использование метапредметного мышления;
-умение формулировать «правильные» вопросы;
-организация исследовательской работы учащихся на уроке;
-умение видеть текст через «языковой рентген».
Действительно, любой отрывок из произведений русской классической литературы можно смело рассматривать с точки зрения правил русской грамматики. На основе этих произведений можно построить целый курс обучения языку без использования каких-либо учебников или учебных пособий, извлекая грамматику непосредственно из каждого слова или предложения. Но это требует глубокого знания и понимания самих текстов, особенности творческого подхода автора, его стиля, его мировосприятия. Ведь правила грамматики языка формировались не сами по себе, а для того, чтобы мысль автора и его чувства были доступны и понятны читателю.
Предлагаю фрагменты урока по предмету «Русский язык и литература» в 7 классе.
Тема: рассказ «Воробей» по разделу «Жара и холод. Страна и образ жизни», в котором повествуется о самоотверженной материнской любви воробья, который бросился спасать свое детище, жертвуя собой. Речь идет о рассказе И.С.Тургенева.
Предтекстовый этап был направлен на развитие умений предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов; на снятие лексических или грамматических трудностей при восприятии текста.
Какие виды работы использовала на этом этапе?
1.Лексическая работа с незнакомыми или малознакомыми словами
2.Находим в тексте прилагательные (на протяжении ряда уроков мы изучаем «Имя прилагательное»), определяем, какой оттенок значения они придают слову.
3. Используя стратегию «Тонкие » вопросы и «Толстые» вопросы на текстовом этапе, определяем тему, героев, место события; формулируем основную мысль произведения.
Послетекстовый этап, направленный на проверку полноты и точности содержания, т.е. контроль работы над текстом, обсуждение прослушанного. Это можно достичь различными стратегиями. Самый доступный способ -составление синквейна по теме текста.
Использование новых подходов и стратегий в преподавании предмета «Русский язык и литература» позволяет решить главную цель обучения-развитие четырех навыков речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.
Приемы, мотивирующие речевую деятельность учащихся- это уроки , на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению психолога Л.С.Выготского,- норма детского развития.
Цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы и в старших классах. Если в младших классах между письменной и устной речью детей нет резкого разрыва, так как сочинений на литературные темы они еще не пишут, а в своих творческих работах они ведут себя в смысле языка довольно непринужденно; поэтому язык в этих работах, хотя частенько и корявый, но живой, образный и эмоциональный; синтаксис у детей близок к разговорному; о правильности конструкций они еще не очень заботятся.
Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться.
Сегодня для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта. На уроках русского языка надо научить ребят пользоваться русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать свое речевое творчество. Одна из важных задач – это работа не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, связывать воедино грамматический и речевой аспекты обучения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма).
Работа по развитию речевой деятельности включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся. Очень важно добиваться, чтобы каждый текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
В своей работе также использую игровые технологии, личностно- ориентированное и дифференцированное обучение.
Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста.
В свою работу включаю следующие основные виды работ.
1.Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры используются картинки, фотографии.
Виды работ со зрительной опорой: а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.
2.Языковые игры:(«Корректор», «Вставь слово», «Продолжи рассказ по его началу…», «Собери текст», «Распространи предложение», «Найти третье лишнее» и др.
3.Минутки поэзии
4. Мини- сочинения
5.Пересказ художественного текста от лица героя
Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная
Новые слова, с которыми учащиеся встречаются на уроках русского языка и литературы, прочно входят в активный словарный запас учеников только тогда, когда эти слова включаются в упражнения на занятиях по русскому языку.
Для повышения мотивации к изучению русского языка учащимися, которые не владеют русским языком вообще или имеют очень низкий уровень владения разговорным русским языком, необходимо использовать разнообразные формы и методы работы:
I. На начальном этапе и средней ступени обучения использовать игры, ситуативные беседы. Формы ролевой игры на уроках различны: в начальной школе – это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего и старшего школьного возраста – сюжетные ролевые игры творческого содержания.
II. Просмотр кинофильмов на русском языке с последующим пересказом и обсуждением.
III.Выразительное чтение стихотворений наизусть.
IV.Знакомство с творчеством русских художников, композиторов и т.д.
V.Прослушивание и исполнение популярных песен на русском языке.
При работе с учащимися, не владеющими русским языком, очень важно соблюдать принцип индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения. Фактор успеха должен сопровождать работу ученика на протяжении всего учебного процесса.
Работа по выработке у обучающихся хороших речевых навыков, обеспечивающих им способность общения на русском языке в самых различных жизненных ситуациях, должна проходить в неразрывной связи с изучением теории русского языка. Это требование, которое чётко выражено в учебной программе по русскому языку в школах с казахским языком обучения, основано на соблюдении принципов последовательности и преемственности. Чтобы качественно подготовить обучающихся к экзаменам и ЕНТ, следует построить работу по следующим направлениям:
1. Организовать индивидуальную дополнительную работу с каждым учеником.
2. Изучение учебного материала по русскому языку должно основываться на сопоставлении с грамматикой казахского языка.
3. Создать для учащихся языковую среду: проводить различные мероприятия с учениками из школы с русским языком обучения.
4. Разрабатывать и использовать в работе индивидуальный для каждого ученика дидактический и раздаточный материал: специальные обучающие таблицы; карточки – инструкции; задания с выбором ответа и т.д.
5. Организовать специальную систему домашних заданий: подготовка памяток, творческие задания, задания по актуализации пройденных тем.
6. Активно привлекать учащихся к подготовке, проведению и участию в различных тематических внеклассных мероприятиях. Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной – это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках, – важно постоянно обращать внимание на красоту, совершенство языка, так и устной – это могут быть записи выступлений артистов и, конечно же, речь самого учителя Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей. Все эти работы могут использоваться на каждом уроке. Систематическое использование этих методических приемов позволяет развивать речь учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют разнообразные высказывания с использованием различных языковых средств. У них начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование речевых навыков способствуют их успешной учебе, выступлениях на различных конкурсах и олимпиадах. Дети чувствуют себя при ответах в классе уверенно. Они положительно воспринимают предмет «Русский язык и литература» и с удовольствием идут на эти уроки.
Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.
Задачу развития русской речи школьников нельзя решить только в рамках урока русского языка и литературы. Окружающая жизнь – источник знаний и одновременно обогащения речи учащихся. Только развивая у учащихся умение наблюдать , подмечать существенное в жизни природы и общества, постоянно повышая уровень знания учащихся, можно добиться обогащения их речи. Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объема знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку по обновленному содержанию является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат из разговоров старших или по телевизору, узнают из книг.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.
2. Типовая Программа по учебному предмету «Русский язык и литература» для школ с нерусским языком обучения (в рамках обновления содержания начального, основного и среднего образования), 2018г.
3. Программа обновленного содержания среднего образования РК для
учителей русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения.
4.Д.А.Мустафина «Методика преподавания русского языка как неродного »
Методическое руководство .15.08.2017г.
5. Типовые учебные программы «Язык и литература»