Мотивационная сфера дошкольника развивается активно, формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста
Формирование самосознания находится во взаимосвязи с развитием мотивационной сферы На основе их развития у ребенка появляется осознание своего социального Я и формирование внутренней позиции
Основой мотивов являются первичные (естественные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отображаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т.д.
Общая характеристика мотивов поведения ребенка
Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, которые находятся в определенной субординации: одни играют ведущую роль, другие - второстепенную Соотношение их образует систему мотивов вероятного акта поведения.
Мотив раскрывает смысл, который имеют для человека его действия и поступки, их жизненное значение Он сложный индивидуальных характер
Мотив (франц motif, лат motus - движение) - осознанная причина действий и поступков человека
Будучи осознанным, мотив поведения ребенка является движущей силой в ее развитии
Под влиянием развития внутренней структуры личности, внешних обстоятельств его жизнедеятельности мотивы поведения динамично меняются
Мотивация - система мотивов, которая определяет конкретные формы поведения, деятельности человека
Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение
На разных возрастных этапах мотивация определяется ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития
В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет многое, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых она действует, воля и чувства
Наибольшее влияние на поведение детей дошкольного возраста имеют типичные для них мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, стремлением действовать, как они Желание быть похожим на взрослого руководит малышом и в ролевой игре Его часто используют в воспитании ребенка: \"Ты же большой, а большие одеваются сами\"
В поведении детей постоянно обнаруживаются игровые мотивы \"связаны с интересом к процессу игры, которые переплетаются со стремлением действовать, как взрослые Также эти мотивы окрашивают поведение ребенка, создают не повторную специфику дошкольного детства Иногда они порождают недоразумения, когда ребенок выдает желаемое за действительное: \"Мы с папой катались на лодке, перевернулся\" Высказывания о том, чего не было, не дают оснований считать мальчика лжецом, ведь он создает воображаемую ситуацию, в которой из игры фантазия переместилась в рассказ Любое дело ребенок может превратить в игру: иногда кажется, что она с занята серьезным делом, а на самом деле - играет, создав для себя вымышленную ситуацию Например, во время психологического исследования детям предлагали из изображений четырех предметов (человек, лев, кон ь виз) отобрать \"лишний\" Дети назвали лишним льва, пояснив: \"Дядя запряжет коня в телегу и поедет, а для чего ему лев? Лев может съесть и его, и лошадь, поэтому его нужно отправить в зоопарк ".
Важное значение в поведении дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми Каждый ребенок нуждается доброжелательного отношения окружения Своими действиями она пытается заслужить их одобрение Стремление к положительных взаимоотношений со взрослыми заставляет ребенка учитывать их мнения и оценки, выполнять установленные ими правила поведеньями.
С взрослением все большее значение приобретает для детей отношение к ним сверстников Например, 3-летний ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, первые месяцы будто не замечает других детей, не учитывает а их в своем поведении (может забрать стульчик у соседа, если захочет сесть) .
Однако с развитием совместной деятельности, формированием детского коллектива получения положительной оценки, симпатии сверстников становятся действенным мотивом поведения дошкольника Особенно стараются они получить симпатию авторитетных в группе сверстников или тех, кто нравится им лично Для воспитателя важно, чтобы ребенок получала признание сверстников своими личностными качествами, стараниями и результатами в игровой, продуктивной деятельности, а не спекулятивным дорожном.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения Они проявляются в желании выделиться среди других, добиться того, чтобы ее уважали и слушались, обращали на нее внимание, выполняли вали ее просьбы, выражает стремление детей выполнять главные роли в играх Стремление к самоутверждению 3-5-летних детей свидетельствуют приписывание ими себе положительных качеств, без особых переживает не соответствия их действительности, преувеличение своей смелости, силы и т.п. Например, на вопрос, силен ли он, малыш, не задумываясь, отвечает, что может поднять большой камень.
При определенных условиях стремление к самоутверждению может вызвать и негативные проявления (капризы, упрямство) Капризы вроде проявлений негативизма детей в период кризиса 3-х лет, в основном является следследствий неправильного отношения к ребенку, закрепление негативных форм взаимоотношений с ней Прибегая к нему, ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать что-то взрослым Такими обычно становятся безинициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении с сверстниками.
протяжении дошкольного детства мотивы поведения ребенка существенно изменяются Младший дошкольник, как ребенок раннего возраста, в основном действует под влиянием ситуативных чувств и желаний, не осознавая тог го, что заставляет его к определенным поступкам Более осознанной является деятельность старшего дошкольника, проявляющееся в его способности объяснить, почему поступил так, а не иначе.
Один и тот же поступок детей разного возраста имеет разные причины: 3-летний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они совпадают и клюют, а 6-летний - чтобы помочь маме по хозяйству
О развитии мотивов поведения ребенка свидетельствуют:
1) превращение эпизодических, разрозненных (иногда противоречивых) побуждений на систему относительно последовательных мотивов Например, 6-7-летние дети, для которых имеет значение общественное мнение, всегда считаться в своих поступках интересы, оценки товарищей Об этом заботиться даже дети, которые находятся в группе в роли лидеров Последовательность и системность мотивов дошкольника имеет еще относительный и неустойчивый характер поэтому его поведение нередко бывает неожиданным для воспитателя, подчиняется эмоционально сильном побуждению (оскорбление, большое желание) , следствием чего является нарушение хорошо известных ему правили;
2) четкий проявление побудительной силы различных мотивов Например, задания игрового характера (найти скрытый флажок) имеет наибольшую побудительную силу для младших дошкольников; трудовое задание (сделать куклы для спектакля) - для 5-6-летних детей; интеллектуальные задачи (составление флажка из мозаики) - для старших дошкольников.
С осознанием себя и своего места в мире взрослых типа мотивов поведения дошкольника меняются качественно: появляются другие причины, ситуативные желания перемещаются на задний план
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно -ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира – вот главные особенности личностного развития дошкольника.
Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.
Литература:
1. Андреева Г. М. – Социальная психология
3. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М.: Арена 1999.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: ЛОРРИ 2000.
5 Андреева Г.М. Социальная психология. М. Эксмо, 2000.
6. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М.: Арена 1999.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.: Творческий центр 2006