За последние годы увеличилось число детей с нарушением речевой деятельности и незрелостью психических процессов, приводящих в дальнейшем к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии), расстройствам в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижению работоспособности, общей соматической ослабленности, отставанию в развитии двигательной сферы. И как следствие, трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.
Проблема ранней коррекции имеет огромное значение. Детский организм имеет большую пластичность, поэтому именно в этом возрасте имеется наиболее реальная возможность эффективной коррекции. Познавательное, эмоциональное, моторное и речевое развитие ребенка неразрывно связаны между собой. Нарушение одной из этих сфер может привести к задержке формирования другой. Одной из причин является «координационная неспособность». По исследованиям физиологов полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции.
Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
При организации коррекционно-развивающей работы, одновременно с традиционными методами психолого-педагогического воздействия, на занятиях использовала метод нейропсихологической коррекции, направленный на снятие отдельных симптомов, улучшение развития психических процессов, мелкой и общей моторики, снижение утомляемости, активизации познавательных процессов. Методы применяемые в нейропсихологической коррекции включают в себя элементы кинезиологии. Повышению эффективности занятия способствует комплексное использование таких упражнений как: нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
В ходе коррекционных занятий в мозге происходят следующие процессы:
- Во-первых, развиваются двигательные зоны коры головного мозга, росту которых что-либо помешало на ранних этапах жизни ребёнка;
- Во-вторых, укрепляется связь между двумя полушариями мозга, необходимая для гармоничной мыслительной деятельности;
В-третьих, движение способствует энергетической подпитке мозга, повышению умственной работоспособности и ускорению всех психических процессов.
Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Нейроигры повышают у ребенка интерес к занятиям, работоспособность, улучшают восприятие, мышление, равновесие, подвижность, формируют усидчивость, совершенствуют графомоторные навыки.
Примеры некоторых нейропсихологических игр и упражнении, которые могут быть использованы в коррекционной работе.
1. «Симметричные рисунки или двуручное рисование»
2. Межполушарная доска
3. Упражнение «Колечко»
4. Кинезиологические упражнения «Кулак, ребро, ладонь»
5. Игры: «Хлопни, топни, стукни», «Попробуй повтори», «Ладушки» «Зеркало», игры с мячом.
Данные игры улучшают работу правого и левого полушария, обеспечивает их взаимодействия. Каждое из упражнений активизирует определенный участок мозга и запускает механизм объединения мысли и движения. Таким образом использование нейроигр способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстроиств.
Как и любые занятия, такие игры должны быть регулярными и подобраны под возраст ребенка, именно тогда они будут эффективными. Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными в коррекционной работе.