Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI609

Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе развития общества возрастают требования к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Приоритетной задачей современного образования становится не передача готовых знаний, а формирование творческой личности, умеющей и готовой приспосабливаться к изменяющейся реальности, осваивать в течение жизни новые специальности, получать новые знания. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. В связи с объективно изменившимися условиями главная миссия учителя   заключается в подготовке выпускника к осмысленному и реальному восприятию мира. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться на уроках и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Обучению учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска посвящена статья «Система работы по обучению различным видам исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы».

            При организации исследовательской деятельности следует различать собственно исследовательскую деятельность, проектную и проектно – исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Данный вид деятельности предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.[1] Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. 

Проектно – исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. [2] Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации. Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности:

 - поисковая активность представляет основу (фундамент) проектной и исследовательской деятельности учащихся;

 - результаты исследований, а в особенности проектной деятельности, имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования; 

- структура включает многие общие компоненты;

 - проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации; 

- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников, формирование умений сотрудничать в коллективе и способностей самостоятельной работы. [3] Вместе с общими чертами существуют и значительные различия проектной и исследовательской деятельности, которые заключаются в следующем:

 - результат проектирования в основном известен учащемуся, а результат исследования нет; - конечный продукт при проектировании чаще материален, а при исследовании нематериален.

Приведу примеры методов организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Исследовательский метод используется на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. В курсе  литературы метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. В работе над учебным проектом можно выделить следующие этапы: 

1. Выбор проекта, определение его типа и числа участников.

2. Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта. 

3. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Распределение задач по группам. 

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы. 

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям. Сбор и анализ информации, работа с источниками.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Представление и защита проекта. Коллективное обсуждение, выводы. Рефлексия. 

Педагог, как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Проблемный метод есть совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные и реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса. Педагогическая учебная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Исследовательская деятельность отлично вписывается в классно - урочную систему и может быть организована на всех этапах как традиционного, так и инновационного урока. Можно организовать исследовательскую деятельность на различных этапах самостоятельной работы учащихся, проектной деятельности, при выполнении домашних заданий. Полноценное внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс при выполнении описанных методов организации позволяет дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обучения по предмету. 

Организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях, способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе. Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования гуманитарного образования.

 

 Список литературы 

1.Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. – М,- 2006.                                     

2. Герасимова Т.Б. Организация проектной деятельности в школе.- М, -2007

3. Беляков, Е.М., Воскресенская, Н.М. Проектная деятельность в образовании. - М, – 2007

209 0
ГРУДЦИНА ЛИЛИЯ ЮРЬЕВНА, учитель русского языка и литературы гимназии № 24 города Тараз Тағылым № 000600
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: