«Формирование компетенций – это не смена содержания.
Это смена способа, смена технологии.»
Е.Я. Коган
В быстро меняющемся мире общество корректирует или коренным образом меняет цели и задачи школьного образования. Раньше главная цель образования - формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности. Сейчас же - воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении. В настоящее время общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения,умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная компетенция является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к умению построить множество разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме.
«Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.» Обучение учащихся устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении.
Основная тенденция изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, отражает направленность на гуманистические ценности, коммуникативную культуру, процессы развития и самоактуализации личности каждого участника образовательного процесса.
В настоящее время в теории и практике школьного образования актуализируется противоречие между заявленными в документах целями формирования коммуникативной компетенции и недостаточной разработанностью необходимых требований и условий для их реализации. Актуальность рассматриваемой проблемы обосновывается:
во-первых, усилением роли и значимости теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся;
во-вторых, необходимостью теоретического изучения и экспериментальной проверки системы педагогических условий обучения диалогическому общению на уроке детей младшего подросткового возраста; в-третьих, недостаточным количеством теоретических и экспериментальных исследований по системе оценивания сформированности коммуникативной компетенции, проявляющейся в устном диалоге;
В наши дни задача формирования коммуникативной компетентности как ключевой компетентности личности актуализировала риторическую составляющую развития речи с целью совершенствования навыков говорения, определила приоритет коммуникативно-деятельностного подхода в обучении речи. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности. Она представляет собой основанный на синтезе лингвистических, культурологических, психолого-социальных знаний комплекс следующих коммуникативных умений:
- умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций.
- взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;
- владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков;
- ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов, понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства, понимание границ пространства и корректировка в связи с ними своих действий и поведения;
- сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы;
И начнем с содержанием работы по обогащению словарного запаса учащихся. Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся через работу со словарями – одна из ведущих задач в деятельности учителя русского языка на современном этапе развития основной общеобразовательной школы. Большое место в деятельности каждого учителя русского языка на уроке занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества словарных слов в каждом классе. Работа с данными словами даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять его в новом контексте, повысить грамотность школьников. Словари заслуженно называют спутниками цивилизации и сокровищницами национального языка. Известный языковед XIX века И.И. Срезневский писал: «Каждое слово – есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было и в жизни; чего не было в жизни, для того и не было слова». Начиная с 5 класса, я доказываю ученикам, что «словарь, по словам А. Франса, – это книга книг». Дети могут по мере необходимости обратиться к ним за помощью. В начале 5 класса провожу анкетирование. Цель его – выяснить степень осведомлённости учащихся о словарях, наметить пути работы с ними. Анкета включает в себя следующие вопросы: 1. Что такое словарь? 2. Какие знаете словари? 3. Умеете ли вы пользоваться словарями? 4. Когда сами обращаетесь к словарям? 5. Работали ли вы со словарями на уроках русского языка в начальной школе? 6. Нужны ли человеку словари? Зачем? Анализируя ответы ребят, я пришла к выводу, что необходимо дать детям точное определение понятия «словарь», познакомить их с разнообразными видами словарей, прививать потребность обращаться к этим книгам не только на уроках русского языка, но и после уроков и в любой другой жизненной ситуации. Обобщая ответы учащихся, поняла, что они осознают важность словарей для любого человека, но мало кто использует эти источники во внеурочной деятельности.
В заключении, проблема формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка в 5-9 классах – это очень актуальная и злободневная проблема в методике преподавания русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, анализу приёмов работы с ними, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, правильной, культурной.