Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
- активизировать умственную деятельность;
- заинтересовать дидактическим материалом;
- увлекать и развлекать детей;
- развивать ум;
- расширять, углублять математическое представление;
- закрепить полученные знания и умения;
- упражнять в применении их в других видах деятельности.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомиться с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решений, который ведет к результату. Только тогда, когда ребенку интересно на занятии у него появляются прочные знания, умения и навыки. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими и мыслительными. Детям средней и старшей группы свойственны практические пробы. Дети осуществляют поиск путем сочетания мыслительных практических проб или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение я нахожу дидактических играх. Основное их назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх я формирую новые знания, знакомлю детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Я включаю дидактические игры в занятия для реализации программных задач. Место дидактической игры на занятиях по математике я определяю возрастом детей, целью, содержанием занятия.
В младших группах, особенно в начале года, все занятия должны быть проведены в форме игры. Дидактические игры применяю в конце занятия с целью закрепления изученного материала. Так, с целью показа детям способа поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение “Посадим кукол на стулья”. Здесь каждое практическое действие обыгрывается. Каждый раз подчеркивается количественное соответствие: одна кукла и стул один.
В средней группе на занятии по формированию занимательных математических представлений после ряда упражнений на закрепление названий, основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра
“Найди и назови”
(для детей средней группы)
Цель: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила: Ответ следует сразу за вопросов; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
Ход игры. На фланелеграфе раскладываю в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Я, а затем и ведущий игру ребенок говорит: ”Кто нашел большой круг?”; “Кто нашел маленький синий квадрат?” и т.д. Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру берет ее себе. В конце подсчитываем, сколько у кого фигур, объявляем победителей.
В старших группах дидактические игры использую как на занятиях, так и в свободное время, во время индивидуальной работы.
В формировании математических представлений широко использую разнообразные по форме дидактические игровые упражнения. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков.
В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение
“Помоги Буратино найти и исправить ошибку”
Цель: Закрепить умение детей группировать геометрические фигуры.
Предлагаю детям рассмотреть, как фигуры расположены, в какие группы, и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Буратино.
Занимательные развивающие игры, задачи, развлечения интересны для детей, эмоционально захватывают их.
В своей работе я использую задачи – шутки, логические вопросы, развивающие игры “Танграм”, “Пифагор”, “Волшебный круг” и т.д.
Всю математику я стараюсь связать с окружающей жизнью. Для ребенка сказки – это и есть жизнь. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (“Волк и семеро козлят”, “Три медведя”, “Цветик-семицветик” и т.д.).
Когда ребенок четырех лет и старше знакомится с геометрическими фигурами, я стараюсь моделировать, шифровать знакомые сказки, т.е. прячу героев в фигурки, которые легко угадываются по форме и величине.
Занимательный материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения: это загадки,
Загадки:
- В красивом домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз)
- Нас 7 братьев, летами все равны, а именем разные. Отгадай, кто мы (дни недели)
- В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима)
Задачи – шутки.
- В комнате 4 угла, в каждом углу по кулю с мукой, на каждом куле с мукой по кошке, против каждой кошки по 3 чашки, на хвосте у каждой кошке по кошке. Сколько в комнате кошек?
- Что дороже – килограмм гривенников или пол кило полгривенников?
- В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
Стихи.
Видишь, смотрят из гнезда Три цвета есть у светофора
Два молоденьких дрозда. Они понятны для шофера:
Клюв покажет первый дрозд. Красный свет – проезда нет.
А второй покажет хвост. Желтый – будь готов к пути.
А зеленый свет – кати.
Четыре в комнате угла. Почему Егорка.
Четыре ножки у стола. Прибежал веселый?
И по четыре ножки Первую пятерку.
У мышки и у кошки. Он принес из школы.
Пословицы и поговорки.
Один за всех, и все за одного.
Два сапога – пара.
Обещанного три года ждут.
Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Занимательные игры.
Сколько
Дети кладут головы на столы и закрывают глаза. Я Спрашиваю, сколько в группе окон, сколько дверей и т.п.? На каждый вопрос отвечает несколько детей.
Сбор плодов.
На доске рисуем два дерева, а рядом – корзинки. На одно дерево прикрепляем рисунки яблок, а на другое рисунки груш. На обратной стороне рисунков написаны различные примеры на сложение и вычитание в пределах 20. Девочки собирают в корзины «яблоки», а мальчики «груши». Ребенок подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвет» с ветки. Если он правильно решает пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернет «яблоко» или «грушу» на дерево.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способе решения: это и загадки, задачи – шутки, стихи, ребусы, игры. Они являются эффективным средством обучения детей на занятиях математики, развития самостоятельных игр, развитии, во вне учебное время.
Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логике и доказательности рассуждения, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.