Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI450

Поиск пути к изменениям

Тренинг

1 час.

1. Приветствие

2. Упражнение «Биографическая разминка»

3. Упражнение «Создание очерка самохарактеристики»

4. Упражнение «Внутреннее состояние»

5. Упражнение «Пожелание друга»

6. Заключительный ритуал

Биографическая разминка

Наши ценности формируются на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы изучить их, прежде всего, следует исследовать наш жизненный путь. Этим мы и займемся. Сейчас я предлагаю вам представить весь свой жизненный путь от рождения и до смерти. В своих рабочих альбомах с помощью трех кругов попробуйте изобразить свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее, будущее. Разместите их так, чтобы они выражали ваши переживания взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Это могут быть круги разной величины. Обозначьте, какой круг какое время обозначает. Объясните, почему вы разместили ваши круги именно так? Создание очерка самохарактеристики В литературе существует такое понятие, как очерк. Сейчас мы будем писать очерки. Но особые очерки – очерки самохарактеристики в профессиональной деятельности. Как они пишутся? Они пишутся о себе в свободной форме, причем в третьем лице. Пишите этот очерк, используя не только свои ранние знания о себе, но и привлекая те знания, которые вы получили на наших занятиях. Сделайте анализ и т. п. Время на выполнение этого задания 30 минут. Давайте представим их и обсудим. Внутреннее состояние (Хрящева Н. Ю. , 2000) Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем называть имя того, кому бросили мяч. Тот, кто получил мяч, принимает позу, поторая отображает его внутреннее состояние. Все остальные повторяют эту же позу и стараются ощутить и понять состояние своего коллеги. Обсуждение. Как вы думаете, у кого какое состояние сейчас?

Упражнение «Пожелание друга»

Возьмите свои рабочие альбомы. Сначала посмотрите свои записи по второму дню (теоретический этап). Восстановите в памяти основные моменты. Прочитайте также очерк самохарактеристики, взгляните на свои конструкты, ценности и жизненный путь. Теперь пусть каждый сосредоточит свое внимание на смысле и цели своего участия в нашей группе. Закройте глаза. Пусть вам вспомнится человек, который, как вам кажется, заинтересован в том, чтобы вы принимали участие в работе нашей группы, и ожидает от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый, а может быть какой-то близкий человек. Теперь вообразите, что этот человек говорит вам, чему должны научиться здесь.

Откройте глаза. Запишите в свои альбомы эти пожелания.

Обсуждение. Каждый рассказывает о своей цели. Все записывают в альбом цели участников группы. Правила создания очерка фиксированной роли А сейчас мы будем конструировать новые личности. Каждый из нас получит возможность стать творцом нового человека, побыть драматургом своей жизни. Мы снова будем создавать очерки-пьесы, но уже не самохарактеристики, а очерки фиксированных ролей. Мы создадим новые роли для своих коллег. При написании этих очерков будем пользоваться системой определенных правил:

1. Следует развивать основную тему, а не исправлять незначительные недостатки.

2. Можно использовать резкий контраст.

3. Необходимо приводить в движение поступательные процессы, а не создавать какие-то

новые состояния.

4. Роль должна иметь гипотетический характер (принимать во внимание события из

повседневной жизни).

5. Роль должна быть близка человеку.

Однако очерки мы будем создавать постепенно, шаг за шагом, не спеша, ведь мы держим в руках

жизни других людей…

Идентификация ценностных групп

Сейчас мы обменяемся своими рабочими альбомами. Давайте будем передавать их по кругу друг другу. Когда я скажу «Стоп», мы остановим конвейер, и у каждого в руках окажется чей-то альбом. Теперь разделимся на тройки так, чтобы в тройку не попали участники, альбом которых имеет тройка, а также чтобы альбомы участников каждой тройки находились в трех разных группах. Все должны держать в руках чужие альбомы. Теперь я попрошу вас посмотреть на ценности, изображенные на плакате, и на конструкты в оценочных решетках в альбомах. На плакате вы видите (и помните из из нашего теоретического дня) три группы ценностей, которые характеризуют внутренне мотивированного человека (источника) – самодетерминированность отношения (СД), компетентность (К), значимые межличностные отношения (ЗО). Каждая из этих групп для каждого из вас имеет свое неповторимое, индивидуальное наполнение. У кого-то преобладает ценность самодетерминированности – для него важно, чтобы никто ему не приказывал, лишь тогда он будет мотивирован внутренне, у кого-то это компетентность – важнее всего для такого человека ощущать, что его ценят за знания и умения, что оно достиг в чем-то успеха, а еще у кого-то это значимые отношения – тогда для человека самым главным является работать в коллективе, где между собой находятся в дружеских отношениях, где он всем нужен и интересен. А еще у кого-то может не быть ни одной из выделенных ценностей – тогда у человека отсутствует внутренняя мотивация, и он большую часть времени ощущает себя пешкой, и возможно, ему это нравится. Ваша задача – рассортировать конструкты людей, альбомы которых вы держите в руках. Вы в тройках, поэтому можете все вместе работать сначала над одним человеком, потом над вторым, и потом над третьим. Посмотрите внимательно на каждый из конструктов и поставьте возле него названия группы, к которой можно его отнести (СД, К, ЗО). Может быть так, что одна и та же ценность относится ко всем группам или лишь к двум или ни к одной – возможно все. Также может оказаться, что конструкт носит отрицательный характер (агрессия, жестокость). Тогда его можно отнести к одной из ценностных групп, но со знаком «-». Начинайте, только помните: у вас в руках чужая жизнь, рано как и ваша жизнь сейчас в руках кого-то другого.

Обсуждение. Согласны ли все такими систематизациями?

188 0
ЗАЙТУНАМ ИСМАИЛОВА, №150 Общеобразовательная школа имени М. Хамраева педагог-психолог Город Алматы, Алатауский район Ұлы Дала Ұстазы № 000261
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: