В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.
К этой группе относятся этические беседы, так как слово учителя – это своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом происходит духовное развитие ребенка, его самообразование, радость достижения целей, благородный труд которые открывают ребенку глаза на самого себя. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагог и учащийся. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. В дошкольной педагогике одной из форм целенаправленной работы педагога по развитию морального сознания детей выступает этическая беседа. Конечная цель, к которой стремится воспитатель в ходе этической беседы – формирование гуманной личности, таких фундаментальных качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Это длительный процесс, требующий решения ряда задач: - научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий; - дать представление о моральной стороне человеческих отношений, опираясь на жизненные образцы, образы художественной литературы и других видов искусства; - способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам; - формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм: можно – нельзя, хорошо – плохо; - учить соблюдать правила поведения. Этическая беседа является одной из форм ознакомления детей с моральными нормами. Дети узнают, что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании ребенка постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей. Этическая беседа рассматривается в качестве инструмента воспитания и развития детей. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность. Именно она позволяет передать ребенку необходимые для жизни и развития знания, умения, навыки. В игре ребенок усваивает опыт морального поведения на основе знаний о правилах. Этические беседы можно начинать проводить с четырехлетнего возраста. В этот период у ребенка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на непосредственно воспринимаемые предметы и явления. К этому возрасту дети достигают необходимого для развернутого общения уровня речевого развития. Развивается произвольность, которая проявляется в готовности следовать словесным инструкциям педагога. Кроме того, ребенок уже освоил содержание многих сказок, стихов, рассказов, по поводу которых он может отвечать на вопросы воспитателя, выражать свое отношение к героям произведения. Также у дошкольников появляется собственный опыт отношений с окружающими. Особенность проведения этических бесед с детьми младшего школьного возраста в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения педагогу необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: - Беседа должна носить проблемный характер. Педагог должен стимулировать нестандартные вопросы, помогая учащимся самим находить на них ответы. - Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. - Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: педагог говорит, учащиеся слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют педагогу направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней дети свою душу. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту детей. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого педагогу нужно уметь смотреть на события или поступки глазами учащихся, понимать его позицию и связанные с ней чувства. Высокопрофессиональные педагоги проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей. В школе первой ступени этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. Проведение этических бесед включает в себя: · подготовительный этап; · проведение беседы; · организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил. Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий: 1. В зависимости от уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы. 2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; практические выводы, которые будут сделаны. 3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать. 4. Продумываются вопросы беседы. 5. Подготовка учащихся к беседе: а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры; б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения; в) определяются групповые задания. Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям. При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни. Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций: 1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей. 2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка. 3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей. 4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать. Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом. Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями. В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников, и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят.Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки. Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед: 1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала. 2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы. 3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни. 4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач, советов, рекомендаций по улучшению работы и поведению учащихся. 5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала. Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее. При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала. Для этого можно использовать такие приемы: а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т. п. ; б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме; в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы; г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов. Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т. д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали. При анализе поведения учащихся лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют. К примеру, из личного опыта. Так уж складывается в жизни, что нравственной стороне жизни люди уделяют меньше внимания, чем материальной. В связи с чем, считаю необходимым придать первостепенное значение нравственному воспитанию. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, дети легче постигают их сущность и значение. Часто наблюдая за общением детей младшего школьного возраста, отмечаю что они, не до конца осознают значимость дружбы, понимания данного слова. Прекрасный материал по теме «Дружба» на примере главных героев рассказа «Долг» В. Осеевой. Главный смысл рассказа состоит в том, что дружбу надо ценить, поскольку найти друга порой бывает непросто, а вот потерять его легко. Рекомендую использовать для этических бесед произведения детской литературы (Н. Носов, Д. Мамин-Сибиряк, В. Осеева, В. Бианки и др. ) «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Как часто мы слышим это утверждение, также часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Родители - составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Дети - это зеркало семьи, именно по ним педагог может судить о семье в целом. Это манера разговаривать (если ребенок постоянно разговаривает на повышенном тоне, значит дома он слышит крик). Однажды учащиеся рисовали. У одной девочки что то не получилось и она крепко выразилась матом по этому поводу, продолжая дальше рисовать (даже окружающие ее дети встрепенулись от данных слов). Чтоб не обострять ситуацию, я сделала вид, что очень внимательно читаю и ничего не слышала. Какой может быть спрос с шестилетней девочки, если она слышит это каждый день. После этой ситуации, этическая беседа была проведена с родителями. Я взяла на себя смелость, предложив им задуматься о том, как будет больно слышать те же «крепкие словечки» в свой адрес в преклонном возрасте, да и упрек от детей «А что мы слышали всю жизнь от вас!». Этические беседы надо проводить с родителями на Родительских лекториях, напоминая им, что детей они воспитывают ежеминутно своими поступками, словами, образом жизни. Всегда напоминаю родителям, что хорошо воспитанные дети это их спокойная, счастливая старость. Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства человека. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы. Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем урок.