Аннотация: В этом исследовании рассматриваются пути внедрения проблемноориентированного обучения (PBL) в школьной практике, для развития исследовательских и коммуникативных компетентностей учащихся, а именно один из его подходов - самостоятельная работа учащихся с таблицей FILA, которая мотивирует учащихся к самостоятельному исследованию проблемы по цели обучения и нахождению самостоятельных путей решения этой проблемы, а не получению готовых знаний.
В исследовании отражается использование педагогами предложений и методик ученых по внедрению в школьной практике PBL- как системного подхода в образовательном процессе развивающий жизненно важные компетенции для самостоятельного овладения знаниями.
В ходе исследования авторами анализируются и обсуждаются деятельность учащихся при выполнении заданий проблемного характера, результативность внедренной стратегии, анализируются и обсуждаются сравнительное качество знаний учащихся в экспериментальной и контрольной группах двух классов, делаются конкретные выводы и предложения как для себя, так и для коллег для будущей педагогической практики.
Развитие исследовательских и коммуникативных компетентностей учащихся применением стратегии РВL проблемно-ориентированного обучения - исследование, решение проблемных ситуаций с использованием таблицы FILA на уроке биологии, которая способствует самостоятельному освоению новых знаний с проблемным подходом, научить учащихся, как решать реальные, жизненные проблемы в будущем, применяя свои компетенции исследования и решения проблемных задач.
PBL (проблемно-ориентированное обучение) — это метод и способ обучения с акцентом на решение конкретных проблем. Исследование и решение этих проблем путем анализаи синтеза новых знаний. Учащийся анализирует проблему, ставит проблемные вопросы, поэтапно ищет ответы, на них, определяет и ставит гипотезу, исследует и решает её. По сравнению со старыми традиционными методами обучения, когда учитель активен в процессе, а ученик пассивный слушатель, PBL мотивирует ребенка к самостоятельному исследованию проблемы и нахождению самостоятельного решения, а не получению готовых знаний. Этот подход в обучении развивает познавательную активность средних учащихся и активирует исследовательские компетенции всех учащихся, способствует развитию креативности сильных учащихся.
В эпоху обновления содержания образования Казахстана стал актуальным подход исследование практики в действии- Асtion Research! И именно внедрение интегрированных образовательных программ в Назарбаев Интеллектуальные школы изменило подходы в преподавании и обучении, наметило пути к новым подходам.
И перед современным учителем Назарбаев Интеллектуальных школ, как общеобразовательных школ, возникла жизненная необходимость изменения своей практики, её улучшения и совершенствования, использования новых подходов и форм работы в своей образовательной практике, где ожидаемым результатом является качество знаний учащихся и развитие их креативности.
Для достижения качественного обучения которое предполагает и обязывает развитие критического, креативного мышления учащихся, развитие одаренности, исследовательских навыков учащихся, учитель должен быть вооружен разными методиками, подходами, приемами и стратегиями обучения, а для этого, он просто обязан исследовать свою практику, искать в своей практике те слабые места, которые создают определенные препятствия и преграды для продвижения знаний учащихся. Именно поиск и нахождение таких проблемных зон, и дальнейшие исследования и апробация стратегий или подходов для их преодоление лежат в основе исследования практики в действии –Асtion Research.
Каждый учащийся индивидуален в своем развитии и способностях, и к каждому нужен особый индивидуальный подход по пути совершенствования и развития, и этот аспект предполагает дифференцированный подход в обучении.
В то же время современное развивающее общество требует от современного человека коммуникативных взаимоотношений, умений работать в колаборативной среде, оттачивая свои коммуникативные навыки. И именно учителю предстоит развивать эти качества личности на своих уроках.
В плане развития этих личностных качеств учащихся нам учителям Интеллектуальных школ создается необходимость на современном этапе заниматься исследованием свой практики и изучать те зоны, которые требуют совершенствования. Например тот аспект, что наши учащиеся сдающие внешние суммативные экзамены по формату МЭСК в 10 и 12 классах, часто затрудняются отвечать на открытые вопросы, которые требуют описаний, исследований и объяснений фактов, биологических механизмов, например механизмов действия гормонов или ферментов, затрудняются в анализе или оценке практических или лабораторных работ. Не всегда также учащиеся в процессе обучения бывают полностью вовлечены в процесс обучения на уроке.
Учитывая все эти затруднения учащихся, наша творческая группа учителей биологии работающая в параллели 10 классов, решила исследовать этот аспект по подходу Асtion Research определив исследовательский вопрос: « Насколько эффективно использование таблицы FILA стратегия (РВL) проблемно-ориентированного обучения для развития исследовательских и коммуникативных компетентностей учащихся?» Мы выбрали для развития исследовательских и коммуникативных компетентностей как и креативности учащихся стратегию РВL проблемно-ориентированного обучения-стратегию заполнения таблицы FILA, поскольку, что именно она ведет учащихся к поиску информации, к постановке самостоятельных проблемных вопросов, обсуждению доказательных фактов и все это будет происходить в групповой деятельности, а мозговой штурм на протяжении всего урока.
Для проведения исследования мы выбрали 10 А класс. Провели диагностику учащихся по способностям, взяли соглашение родителей, провели беседу с другими учителями, преподающими в этом классе, куратором этого класса. Определили фокус-группы учащихся для наблюдения.
Методами исследования были:
- Диагностика учащихся по способностям;
- Определение «Фокус группы» учащихся (А, В, С);
- Наблюдение на уроке (критический друг);
- Анкетирование по опроснику;
- Обратная связь; - Интервью;
- Фото этнография (фото процессов, доказательства, снятые с разрешения родителей);
- Мониторинг количественных достижений учащихся: диаграммы, таблицы.
Критериями оценивания групповой деятельности (выдвигаются в обсуждении с учащимися) были выбраны следующие:
Учащиеся смогут:
-сформулировать цель обучения урока;
-планировать свою совместную деятельность;
-определять гипотезу по исследуемому проблемному вопросу, изучать её для достижения цели;
-определять вопросы по исследуемой проблеме, исследовать их;
-выдвигать креативные идеи и анализировать её доказательную базу для достижения цели обучения;
-самооценивать свой вклад в групповой деятельности;
-взаимооценивать работу групп (давать обратную связь).
После проведенного исследования анализ качества знаний в 1 и 2 учебных четвертях показал,что обе группы учащихся показали снижение качества знаний.
Мы думаем, что это связано с началом нового учебного года, после долгих летних каникул в первой четверти учащиеся только входят в режим обучения в новом учебном году, также как и с увеличением количества учебных целей во 2-ой четверти, осуществлением межпредметной интеграции во второй четверти (физика и информатика), как и с введением нового формата обучения.
После проведенной обратной связи и обсуждения проведенных уроков с учителями наблюдателями, которые были в роли критического друга были сделаны следующие выводы:
1. Стратегия РВL проблемного обучения, выбранная в виде заполнения учащимися таблицы FILA, мотивирует учащихся на креативную и творческую деятельность и проходит интерактивном режиме.
2. Групповая деятельность учащихся по заполнению таблицы FILA, нахождение учащихся в постоянном поиске и постоянный мозговой штурм при обсуждении постановки вопросов по разрешению проблемной ситуации- очень привлекательны для учащихся и развивает их креативные и коммуникативные способности одновременно.
3. Взаимное обсуждение, взаимный анализ и синтез, поиск нестандартных решений оценка проблемной ситуации в групповой деятельности, вовлекают всех учащихся в процесс обучения и мотивируют учащихся к поиску новых идей и выводов- этим они познавательно- интересны для них.
4. По сравнению с обычными стандартными уроками, уроки проведенные с использованием элементов проблемного обучения, заполнением таблицы FILA повышают познавательную активность, так как учащиеся заняты активным поиском нестандартных решений на протяжении всего урока и вовлечены в процесс самообучения, самокоррекции, саморегуляции.
5.У отдельных учащихся проявились лидерские качества в процессе самообучения;
6. Учащиеся в процессе взаимооценивания достижений групповой деятельности по вопросам исследования, развивают свои академические знания, навыки исследования и решения проблемы, интерпретации результатов исследования.
7. У учащихся налицо ощущается в подобной организации их деятельности развитие и закрепление личностной концепции «Я» и ответственной позиции за самообучение, за само- и взаимооценивание.
8. Роль учителя как фасилитатора знаний: способствование в продвижении знаний учащихся на уроке, организация обратной связи как между ним и учащимися в процессе обучения.
9. Организация деятельности учащихся при проблемном обучении, вследствие развития навыков высокого порядка, способствует повышению качества знаний:
К концу учебного года 92,7% учащихся показали позитивное отношение к проблемному обучению
Успеваемость учащихся увеличилась на 7,3%.
Качество знаний 100 %
100% учащихся достигли всех целей обучения
Результативность РВL глазами учащихся (анкетирование, интервью):
Несмотря на положительную динамику самообучаемости в процессе внедрения РВL анкетирование и обратная связь с учащимися показала следующее:
-7,3% учащихся продемонстрировали трудности работы в группе (стеснительность, недостаточность знаний, медлительность в принятии решений, сомнения в своих идеях)
-8,7% - в выборе стратегий для достижения поставленных целей и выдвижения идей
-9 % - в предложении доказательных аргументов в поддержку идеи
-9,5% - испытывают трудности в экспертной оценке при взаимооценивании
Это составило 34,5% от числа учащихся в обоих группах.
Учащиеся обоих групп класса продемонстрировали при обратной связи, что им всем нравится такая организация урока, и что это способствует пониманию и долгому запоминанию учебного материала.
А 65,5 % учащихся продемонстрировали, что не испытывали особых затруднений и что им очень нравится такая организация деятельности на уроке, которая способствует поиску креативных идей и доказательных аргументов.
На основе нашего исследования результативность которого была обсуждена на заседании МО учителей биологии, каждый член творческой группы принял решение о внедрении стратегий проблемно-ориентированного обучения на своих уроках в предстоящем новом учебном году, также к ним присоединились другие коллеги МО биологии по паралели классов.
Результаты исследования были представлены в ходе семинаров и мастер-классов для учителей своей Назарбаев Интеллектуальной школы г. Кызылорда и учителей пилотных СШ№31 и ШОД №2 Мурагер, и общеобразовательных школ Кызылординской области.
Мы думаем, что наш небольшой вклад в профессиональное саморазвитие будет способствововать в плане совершенствования и повышения профессионального мастерства других педагогов-коллег, продолжать использование стратегии РВL проблемного обучения в виде заполнения учащимися таблицы FILA в других классах.
Исходя из анализа и оценки об эффективности проведенного исследования, для совершенствования профессионального развития в будущем, мы как исследовательская группа рекомендуем коллегам следующее:
- применять на уроке дифференцированный подход;
- использовать в преподавании и обучении стратегии РВL проблемного обучения в виде заполнения учащимися таблицы FILA мотивирующую учащихся на креативную и творческую деятельность и проходящую в интерактивном режиме.
Использованная литература:
1. «Биолог анықтамалығы» Республикалық ғылыми - танымдық педагогикалық журнал 2013- 2016 ж.ж.
2. Диаграмма FILA https://epblgroup.wordpress.com/fila-chart
3. И. Аксёнова, А. Жакибаева, «Процесс повышения самоэффективности учащихся через внедрения проблемно-ориентированного обучения (PBL)» Назарбаев Интеллектуальная школа Астана 27-28 октября 2016 г.
4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. - М, 2010. - 132 с.
5. Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М: Баласс, 2010.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа, 2010. - 392 с.
7. Проблемноеобучение в Temasek Polytechnic, http://maniarrasan.blogspot.com/2015/03/itson13-march-2015.
8. http://www.rusnauka.eom/SND/Psihologia/8 pavjukova-kuchma.rtf.htm
9. Проблемное обучение (PBL). https://www.tp.edu.sg/centres/learning-academy/pbl
10.Тейлор Д., Грин Н., Стаут У., Биология т. 3.
11.Кровеносная система птиц и млекопитающих https://biootvet.ru/zoology/blood1191
12.Биология 0610 IGCSE http://maxpapers.com/syllabus-materials/biology-0610-igcse
13.http://maniarrasan.blogspot.com/2015/03/itson-13-march-2015.html
14.https://www.tp.edu.sg/centres/learning-academy/pbl
15.https://epblgroup.wordpress.com/fila-chart/
16.https://www.researchgate.net/publication/321126462_My_first_experience_in_handling_problem _based_learning