Интеграция содержания и преподавания языка ставит перед преподавателем ряд вопросов и проблем. Самые большие проблемы заключаются в, чтобы включить развитие как предметных, так и языковых и навыков учащихся (двойная направленность), отбор и адаптацию материалов для конкретного учебного контексту, а также различных видов учебных материалов для достижения целей CLIL: устная передача предметного содержания, программы стратегии прослушивания и чтения, а также для поддержки письменного контекста. (Бентли 2011: 57). Крайне важно тщательно спланировать урок CLIL с учетом контекста CLIL и целей и задач, применяя содержание 4C: (предмет), общение (изучение и использование языка), познание (процессы обучения и мышления) и культура (межкультурное взаимопонимание и глобальное гражданство) ( Койл, Hood & Marsh 2010, 41). Основа 4C - это теоретическая основа, которая может быть поддержанию баланса между языком и содержанием.
При проведении уроков в 11-12 классах были выявлены следующие проблемы: трудности при объяснении биологических на английском языке, затруднения при описании и объяснении данных таблиц и графиков, вопросов высокого уровня сложности. При проверке рабочих листов по практическим и лабораторным работам учащиеся допускаются ошибки при написании отчетов по проведенным экспериментам.
Цель исследовательской работы: определение приемов и методов, способных использовать поддержку учащимся развития академического языка предмета на втором языке.
Методы исследования:
• Наблюдение на уроках;
• Анкетирование;
• Интервьюирование;
• Сбор и анализ данных.
Для наиболее эффективных приемов обучения было проведено вводное анкетирование. На вопросе как все учащиеся имеют разговорный английский на высоком уровне.
При ответе на вопрос какие трудности Вы испытываете при выполнении письменных и устных заданий, учащиеся отметили, что при описании и объяснении процессов и явлений им не хватает терминологического словаря по предмету. Кроме того, учащиеся отметили, что взаимообучение (работа в группах, парах) помогает более доступному усвоению материала.
При изучении раздела «Рост и развитие» темы «Гаметогенез» были разработаны проекты, направленные на развитие внимания и памяти. Для этого был составлен Рабочий лист с немой схемой по гаметогенезу. Вначале предлагался видеоролик о гаметогенезе, затем они были подписаны готовую схему с использованием ключевых терминов по данной теме. После заполнения и проверки, учащиеся в парах провели взаимообучение, описывая и объясняя все этапы данного процесса, критерием при оценивании было использование академического языка. Для оценивания усвоения материала на этапе тестирования следующего задания каждый учащийся учащийся с высоким уровнем подготовки объяснял процесс всему классу после чего учащие провели самооценивание и работу над ошибками. При прохождении темы «Гаметогенез у растений» было использовано моделирование. Учащиеся, распределенные в малые группы по уровню подготовленности, собирали модели женского и мужского гаметофитов.
Проведенное интервьюирование показало, что помогает усвоению сложных тем всеми учащимися класса. Учащиеся в использовании, используя созданные модели, достаточно легко воспроизвести пройденный материал, используя трудно запоминающиеся термины.
При изучении раздела «Рост и развитие» темы «Стволовые клетки» были разработаны листы, включающие рабочие дифференцированные задания. Анализ ответов по данной теме показано, что некоторые из них испытывают затруднения при ответе на вопросы высокого порядка, им необходимо время на обдумывание, поддержка учителя или более сильных учащихся.
Для развития функциональной грамотности при изучении темы «Генная регуляция у прокариот и эукариот» была организована работа с текстом. Учащиеся самостоятельно изучали стадии регуляции экспрессии генов у прокариот и эукариот. Данная тема содержит много специфических терминов и понятий, которые являются трудными для усвоения. Перед учащимися была поставлена задача: изучить текст и составить по схеме регуляции генов у организма. Затем учащиеся в группах учащили тему, после этого представитель каждой группы объяснил процесс, используя академический язык. Наблюдение за учащимися во время урока показало, что самостоятельное изучение темы с последующим обсуждением в группах,
Сравнение результатов 12 класса внешнего суммативного оценивания в буквенном обозначении за 2016-2017 и 2018-2019 г.г. показало рост результатов учащихся.
Отвечая на вопросы анкеты, проведенной в конце учебного года, учащиеся, отметили, что данные приемы и методы помогли лучшему запоминанию и воспроизведению биологических понятий и терминов, процессов при выполнении заданий внешнего суммативного оценивания.
Исходя из вышеизложенного, наибольший эффект при достижении целей обучения на уроках дают следующие приемы:
• Моделирование;
• Различные приемы для запоминания терминологии, глоссарий;
• «Тихое письмо»;
• Самостоятельная работа с последующим составлением схем, диаграмм;
• Заполнение «немой» схемы.
Однако использованные методы более эффективны при дифференцированном подходе с учетом познавательных навыков учащихся. Например, для кинестетиков более приемлемым методом является метод моделирования, а для учащихся словесно образного мышления лучше использовать работу с текстом с последующим выполнением заданий; работа с терминами и заполнение «немой» схемы можно применять для всех учащихся. Для этих категорий учащихся были использованы результаты исследований, проведенных психологической службой школы. Полученные данные используются учителями предметниками во время планирования деятельности на уроках. 0 5 10 15 20 25 30 35 А, А В, С D, Е, U, U, U, Учебный анализ результатов внешнего суммативного оценивания учащихся 12 за классы 2016-2017 и сравнительные учебные года в буквенном обозначении 2016-2017 2018-2019 34
Список использованных литературы:
1. Койл, Худ и Марш. Потребность в содержании и содержании и развитии языкового интегрированного обучения (CLIL). https://www.unifg.it/sites/default/files/allegatiparagrafo/22-01-2014 / nowak_the_need_for_clil_development.pdf (20.04.19)
2. Лиз Дейл Вибо ван дер Эс Рози Таннер. CLIL Skills // Expertisecentrummvt ICLON, Universiteit Leiden Postbus 905 2300AX, Лейден . 2010 г.
3. Ториков В.Е. Резунова М.В. Предметно - языковое интегрированное обучение (CLIL) в высшей школе. https://cyberleninka.ru/article/n/predmetno-yazykovoe-integrativnoe-obuchenie-clil-v-vyssheyshkole (2.05.19)
4. Азимова А.А. Чалданбаева А.К. Преимущества подхода CLIL в современном биологическом образовании // Общественное объединение «Общественная академия ученых Кырзызской Республики» (Бишкек)
5. Келли, Кит. CLIL по предметам естествознания: язык и задача
6. Петра Бенесова. Преподавание биологии по методу CLIL.
7. Какенов Р. (2017). Опыт учителей по использованию CLIL в классах казахского языка