Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1258

Готовность педагога к инновационной деятельности

Аннотация:  В статье дано понятие готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности, предложены критерии и показатели ее оценки. Даны характеристики уровней готовности учителя к инновационной деятельности и уровней ее компонентов.

Ключевые слова: Субъект, инновационная деятельность, когнитивный компонент, мотивация.

Abstract:  The article gives the concept of a teacher's readiness to be a subject of innovative activity, offers criteria and indicators for its assessment. The characteristics of the teacher's readiness levels for innovative activity and the levels of its components are given.

Key words: Subject, innovative activity, cognitive component, motivation.

 

       Инновационной называют деятельность, в ходе которой осуществляются целенаправленные изменения в педагогической системе колледжа, приводящие к повышению ее эффективностиЕе предмет – развитие педагогических систем, формирование у них таких качеств, которые им необходимы, чтобы с большей эффективностью решать образовательные задачи. В рамках теории развивающихся педагогических систем в качестве основных выделяются шесть функций инновационной деятельности: выявление актуальных потребностей изменений в педагогической системе (выявление проблем); выявления существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образовательной деятельности на каких-то ее участках (выявление возможностей развития педагогической системы); проектирование желаемого будущего и планирование движения к нему; проектирование локальных нововведений; практическое осуществление нововведений. Качественное выполнение всех этих функций обеспечивает осуществление в педагогической системе школы необходимых и эффективных изменений. Основными характеристиками инновационной деятельности являются ее эффективность и результативность. Результативными, согласно общей теории управления, являются действия, которые ведут к поставленной цели. Результативность является характеристикой инновационной деятельности, показывающей, в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели. Понятие «эффективность» отражает соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение. Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действия признаются неэффективными. Способность колледжа к развитию формируется на основе ее стратегии. В настоящее время исследователи выделяют четыре основных типа стратегии поведения образовательных организаций в изменяющейся среде: пассивно-приспособительную, активно-приспособительную (ситуативную), опережающую (лидерскую) и преобразующуюВ зависимости от своей стратегической ориентации колледжи демонстрируют низкую, среднюю и высокую инновационную активность педагогов, уровень которой определяет интенсивность их участия в совершенствовании педагогической системы школы. Кроме того, в колледжах с высокой инновационной активностью педагогов инновационная деятельность характеризуется целенаправленностью и устойчивостью, что необходимо для достижения поставленных целей развития. Таким образом, повышение включенности учителей в инновационную деятельность является существенным фактором повышения ее качества.

Следовательно, учитель как субъект инновационной деятельности должен обладать следующими характеристиками:

  • инновационная деятельность должна иметь для него личностный смысл (ее мотив должен совпадать с социально детерминированным ее мотивом);
  • он должен быть способен определять цели инновационной деятельности на основе образа возможного будущего;
  • он должен принимать на себя ответственность за осуществление инновационной деятельности;
  • он должен выбирать средства и способы осуществления инновационной деятельности, оценивать и корректировать ее результаты;
  • он должен владеть культурными способами реализации инновационной деятельности.

Являясь субъектом инновационной деятельности колледжа, учитель отличается тем, что реализует функции управления этой имеющей иерархическое строение деятельностью, которая может осуществляться на уровне педагогической системы в целом, уровне ее подсистем (уровне совместной деятельности групп учителей) и уровне индивидуальной деятельности учителей. Каждый учитель может быть в разной степени включенным в управление инновационными процессами на этих уровнях, но как субъект инновационной деятельности в полной мере он реализуется на уровне образовательной системы в целом, включаясь в решение задач развития колледжа на всех трех уровнях инновационной деятельности. В результате у него формируется общее понимание актуальных проблем колледжа, целей инновационной деятельности, способов их достижения, распределяется и принимается ответственность за выполнение различных участков совместной работы. Для характеристики способности учителя эффективно решать задачи управления развитием своем колледжем нами введено понятие «готовность учителя быть субъектом инновационной деятельности». Это понятие отражает то, в какой мере его установка в отношении участия в решении задач управления инновационной деятельностью, методов решения этих задач, форм организации совместной инновационной деятельности, а также имеющиеся у него знания соответствуют «идеальному субъекту инновационной деятельности» .

Идеальный субъект инновационной деятельности обладает следующими характеристиками:

  • хочет участвовать в управлении развитием своим колледжем и готов принять на себя ответственность за реализацию всех функций управления инновационной деятельностью (характеристика отражает уровень мотивационного компонента готовности быть субъектом инновационной деятельности);
  • владеет технологиями решения задач управления инновационной деятельностью (характеристика отражает уровень технологического компонента готовности быть субъектом инновационной деятельности);
  • способен совместного с другими учителями строить адекватные формы организации решения задач управления инновационной деятельностью (характеристика отражает уровень организационного компонента готовности быть субъектом инновационной деятельности);
  • имеет необходимые знания для решения задач инновационной деятельности (характеристика отражает уровень когнитивного компонента готовности быть субъектом инновационной деятельности). 

Введение концепта «идеальный субъект инновационной деятельности» необходимо для построения оценочной шкалы уровня готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности. Степень реальной готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности определяется величиной отдаленности его фактического состояния от идеального. Для оценки уровня готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности необходима оценка ее компонентов. 

  1. показателем уровня мотивационно-этического компонента готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности выступает степень его желания участвовать в решении задач совершенствования образовательной деятельности школы.
  2. оценка технологического компонента готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности основывается на идее о влиянии на данную характеристику его информированности о средствах и технологиях решения задач управления инновационной деятельностью, а также опыта их применения.
  3. показателями уровня организационного компонента готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности служит его участие: в распределении обязанностей в группе; в согласовании, координации действий группы; в разрешении разногласий между учителями; в контроле работы членов группы; в принятии решений в группе.
  4. вычисление когнитивного компонента готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности основывается на обработке первичной информации о наличии у него знаний, необходимых для реализации функций управления этой деятельностью.

Высокий уровень мотивационно-этического компонента готовности к инновационной деятельности учитель имеет в случае желания участвовать в решении большинства задач управления этой деятельностью, средний уровень – в случае желания участвовать в решении примерно половины задач, а низкий – меньшей их части. Высокий уровень владения научно-обоснованными средствами управления инновационной деятельностью учитель имеет в случае, если изучал и имеет опыт применения на практике специально разработанных средств и технологий решения задач управления этой деятельностью, средний уровень – в случае владения средствами решения примерно половины задач, а низкий – меньшей их части.

Таким образом, введенное нами понятие готовности учителя быть субъектом инновационной деятельности позволяет объяснять различия в активности и продуктивности инновационной деятельности учителей, а разработанные средства ее оценки после эмпирической проверки могут лечь в основу разработки инструментария самоанализа и самооценки учителем готовности к инновационной деятельности.

 

       Использованная литература:

  1. Лазарев В.С. Начала теории развивающихся педагогических систем / В.С. Лазарев // Педагогика .2015. – №
  2. Лазарев В.С. Инноватика в школе: учебное пособие для системы высшего педагогического образования и повышения квалификации работников образования. – СургутЕкатеринбург: СГПУ – Гуманитарный ун-т. –
  3. Лазарев В.С. Психологическая готовность педагогического коллектива к инновационной деятельности / В.С. Лазарев, Т.Н. Разуваева. Сургут.

 

 

 

329 2
Гулзада Сыпырындиева, Преподаватель русского языка и литературы, Алматинский казахский государственный гуманитарно-педагогический колледж №1 № 001726
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *:

Икрамова А. Ш.
Икрамова А. Ш.
22 января 2022 16:45
Г. К. Сыпырындиеваның мақаласы заманауи білім беру жүйесінде педагогтың қызметіндегі өзекті құзіреттіліктерді және педагогикалық үдерістегі жаңашыл көзқарастардың мәнін толыққанды ашқандығымен маңызды.
Байдильда М.Р.
23 января 2022 21:51
Великолепная статья, которую должен прочитать, как я считаю, каждый педагог. На сегодняшний день, очень важна роль инновационной деятельности учителя. Очень благодарна Сыпырындиевой Гулзаде Кудышовне, что развёрнуто раскрыла компоненты инновационной деятельности, буду применять их в ежедневной работе с учащимися.