Новый качественный уровень среднего образования Республики Казахстан обеспечивается на основе принципиально нового методологического подхода к организации содержательной и процессуальной сторон образования, в котором главный акцент делается на результат . Особенность предлагаемого подхода заключается в создании образовательной системы, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования. Образование всегда было и будет стратегически важной сферой человеческой деятельности, важнейшим ресурсом страны, который обеспечивает ее экономический рост и конкурентоспособность. Как известно, международные и отечественные эксперты неоднократно указывали на отличительные особенности нашей традиционной системы образования, в центре которой - в большей степени способность запоминания, нежели способность мышления. Преподавание в большинстве случаев ведется с акцентом на теорию, и меньшее внимание уделяется практическому применению знаний. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), акцент делается прежде всего на развитие компетенций. Такие страны добиваются больших экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов (Корея, Япония, Финляндия и т. д.).
Мы ставим перед собой цель повышать качество образования за счет перехода на новое содержание школьного образования, в центре которого - развитие функциональной грамотности школьников, навыков самостоятельного поиска, критического анализа и оценки, то есть осуществить переход от «человека знающего» к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться». Основным направлением общемировых тенденций в системе школьного образования стал переход от традиционного репродуктивного метода обучения к новой конструктивной компетентностной модели образования.
Невысокие результаты учащихся в исследовании PISA, TIMSS еще раз демонстрируют, что давно поставленная пред школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов, оценивающих сформированность математической грамотности.(Математическая грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.) Причины этого кроются в крайностях реализации академической направленности школьного курса математики, что приводит к уменьшению внимания к практической составляющей обучения математике в школе. Давно известно, что выполнение сколь угодно сложных алгоритмов не развивает творческих способностей учащихся, а в худшем исполнении, приводит к тому, что даже и повторить эти самые алгоритмы учащийся оказывается не в состоянии.
Именно это является причиной четверти неудовлетворительных оценок по математике, получаемых ежегодно при проведении ЕНТ. Актуальность этой темы бесспорна.
Для образования возникла новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.
По известной в мировой педагогике Таксономии целей обучения Бенджамина Блума существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только 2 из 6 уровней познания - «знать» и «понимать». Применение кейс- технологий на уроках математики позволит достигнуть следующие уровни познания: «применять», «анализировать».
Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!) Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать суждение.
Вариативность. Данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
Прагматизм в обучении. При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.
Самоменеджмент, то есть умение работать с информацией.
Цели кейс - технологии :
- отработка умений работы с информацией;
- активизация познавательной деятельности;
- повышение мотивации к учебному процессу;
- умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
- приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;
- выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки .
Виды кейсов:
- Практические
- Обучающие
- Научно-исследовательские .
Основные требования к кейсу:
-исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения;
- соответствовать тематике курса;
-достаточное количество информации для проведения анализа и
нахождения решения; -представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.
Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс- технологии.Использование данной технологии в образовательном процессе предусматривает следующие цели и задачи:
1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.
3.Развитие интереса к процессу познания на уроках.
Применение кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства.
Предмет: геометрия
Вид кейса: практический
Тип кейса: аналитический
Тема урока: Площади фигур.
Учащимся предлагается обсчитать стоимость ремонта в актовом зале средней школы им.Ш.Валиханова.
Задание группам.
Группа1. Произвести вычисления для настила паркета и побелки стен в актовом зале.
Покраска стен: краска предназначена для отделочных работ внутри помещения. Работы проводят по бетону, кирпичу, штукатурке, дереву, ДВП, ДСП, оштукатуренным или ранее окрашенным поверхностям.
Расход:1 литр краски на 5 м2 окрашиваемой поверхности.
Цена 1 баки (3 литра) -8000 тг.
Группа 2. Произвести вычисления для пошива занавеса сцены.
Группа 3. Произвести вычисления для пошива чехлов на стулья.
Группа 4. Произвести вычисления для изготовления жалюзи на окна
Вид работы | Количество материала | Стоимость материала | Общая стоимость |
Настилание инолеума | 1 м2- | ||
Жалюзи |
| 1м2- | |
Занавес |
| 1 м- | |
Чехлы на стулья |
| 1м- | |
Побелка стен |
| 1 кг- |
Вопросы для обсуждения.
- С чем вы сегодня познакомились?
- Каким практическим навыкам вы научились?
- Какие математические знания вам помогли на уроке?
Анализируя свои уроки, я прихожу к выводу, что использование кейс- технологий формирует у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развивает способность к сотрудничеству, ориентироваться в возрастающем потоке информации, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики. Работа по кейс-технологии формирует у обучающихся первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; релаксация.