Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1220

Кейс- технологии на уроках математики.

 Новый качественный уровень среднего образования Республики Казахстан обеспечивается на основе принципиально нового методологического подхода к организации содержательной и процессуальной сторон образования, в котором главный акцент делается на результат . Особенность предлагаемого подхода заключается в создании образовательной системы, в которой регулируются ожидаемые результаты для каждого уровня школьного образования. Образование всегда было и будет стратегически важной сферой человеческой деятельности, важнейшим ресурсом страны, который обеспечивает ее экономический рост и конкурентоспособность. Как известно, международные и отечественные эксперты неоднократно указывали на отличительные особенности нашей традиционной системы образования, в центре которой - в большей степени способность запоминания, нежели способность мышления. Преподавание в большинстве случаев ведется с акцентом на теорию, и меньшее внимание уделяется практическому применению знаний. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), акцент делается прежде всего на развитие компетенций. Такие страны добиваются больших экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов (Корея, Япония, Финляндия и т. д.).

 Мы ставим перед собой цель повышать качество образования за счет перехода на новое содержание школьного образования, в центре которого - развитие функциональной грамотности школьников, навыков самостоятельного поиска, критического анализа и оценки, то есть осуществить переход от «человека знающего» к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться». Основным направлением общемировых тенденций в системе школьного образования стал переход от традиционного репродуктивного метода обучения к новой конструктивной компетентностной модели образования.

Невысокие результаты учащихся в исследовании PISA, TIMSS еще раз демонстрируют, что давно поставленная пред школой цель подготовить выпускников к свободному использованию математики в повседневной жизни в значительной степени не достигается на уровне требований международных тестов, оценивающих сформированность математической грамотности.(Математическая грамотность- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.) Причины этого кроются в крайностях реализации академической направленности школьного курса математики, что приводит к уменьшению внимания к практической составляющей обучения математике в школе. Давно известно, что выполнение сколь угодно сложных алгоритмов не развивает творческих способностей учащихся, а в худшем исполнении, приводит к тому, что даже и повторить эти самые алгоритмы учащийся оказывается не в состоянии.

Именно это является причиной четверти неудовлетворительных оценок по математике, получаемых ежегодно при проведении ЕНТ. Актуальность этой темы бесспорна.

Для образования возникла новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.

     По известной в мировой педагогике Таксономии целей обучения Бенджамина Блума существующий стандарт позволяет ученику хорошо освоить только 2 из 6 уровней познания - «знать» и «понимать».                       Применение кейс- технологий на уроках математики  позволит достигнуть следующие уровни познания: «применять», «анализировать».

                  Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы   и находить их решение (при  этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество  учителя и ученика!) Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать суждение.

Вариативность. Данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.

Прагматизм в обучении. При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.

Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.

Самоменеджмент, то есть умение работать с информацией.

    Цели кейс - технологии :

  1. отработка умений работы с информацией;
  2. активизация познавательной деятельности;
  3. повышение мотивации к учебному процессу;
  4. умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
  5. приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;
  6. выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки .

Виды кейсов:

  1. Практические
  2. Обучающие 
  3. Научно-исследовательские .

Основные требования к кейсу:
 -исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного  или очевидного решения;
 - соответствовать тематике курса;
 -достаточное количество информации для проведения анализа и
 нахождения решения; -представленная информация должна быть  противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками. 

Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс- технологии.Использование данной технологии в образовательном процессе  предусматривает следующие цели и задачи:

1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.

3.Развитие интереса к процессу познания на уроках.

         Применение кейс-технологии  позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства.

Предмет: геометрия

Вид кейса: практический

Тип кейса: аналитический

Тема урока: Площади фигур.

Учащимся предлагается обсчитать стоимость ремонта в актовом зале средней школы им.Ш.Валиханова.

Задание  группам. 

Группа1.   Произвести вычисления для настила паркета и побелки стен в актовом зале.

Покраска стен: краска предназначена для отделочных работ внутри помещения. Работы проводят по бетону, кирпичу, штукатурке, дереву, ДВП, ДСП, оштукатуренным или ранее окрашенным поверхностям.

Расход:1 литр краски на 5 м2 окрашиваемой поверхности.

Цена 1 баки (3 литра) -8000 тг.

 

Группа 2.  Произвести вычисления для пошива занавеса сцены.

Группа 3.  Произвести вычисления для пошива чехлов на стулья.

Группа 4.  Произвести вычисления для изготовления жалюзи  на окна

Вид работы 

Количество материала 

Стоимость

материала

Общая стоимость

Настилание инолеума 


1 м2


Жалюзи 

  

2


Занавес 

  

1 м- 


Чехлы на стулья

  

1м-  


Побелка стен

  

1 кг- 


Вопросы для обсуждения.

  1. С чем вы сегодня познакомились?
  2. Каким практическим навыкам вы научились?
  3. Какие математические знания вам помогли на уроке?

Анализируя свои уроки, я прихожу к выводу, что использование кейс- технологий  формирует у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развивает способность к сотрудничеству, ориентироваться в возрастающем потоке информации, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики. Работа по кейс-технологии формирует у обучающихся первичного опыта работы с информацией самостоятельно; работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; релаксация. 

404 0
Сариева Кулянда Зейнетовна, учитель математики средней школы имени Ш.Валиханова № 001811
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: