Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI1161

К вопросу инструментального интонирования

Повышение качества нашей образовательной системы привело к пересмотру вопросов, касающихся методики и педагогики.

Инновационная работа на основе традиционной методики появилась впервые в фортепианной педагогике. Работы А.Малинковской в 1990 и 2005 годах изданные - посвящены фортепианному интонированию. Многие накопившиеся за десятилетия противоречия в системе детских музыкальных школ и школ искусств приводили к торможению их развития. Главным из таких противоречий являются повсеместная малоэффективная направленность музыкального обучения на концертное исполнительство и отсутствие межпредметных связей, дающих целостное представление о музыкальном искусстве. Следующая причина, ведущая к снижению уровня обучения в музыкальной школе, является перегруженность детей в общеобразовательной школе.

Единственный реальный путь повышения качества музыкального образования - это его интенсификация, за счет внедрения новых методов, переосмысление его целей и содержания.

Ключевой задачей в фортепианной педагогике является объединение двух сфер: слуховой и двигательной.

Недооценка педагогической практикой ведущими методистами слуховой способности развития привела к тому, что осталась неизученной природа слухо - интонационной культуры пианиста - исполнителя. Хотя на ведущее значение данной способности на протяжении трех столетий многие музыканты - педагоги обращали внимание (Ф.Куперен, Ф.Э.Бах, К.Черни, Ф.Шопен, Ф.Лист, А. и Н.Рубинштейн, Т.Лешетицкий, Г.Нейгауз).

Что касается двигательной сферы, также есть аспекты неизученные.

Именно в этой связи: «представляю» (звуковой образ) - «слышу» (мысленно звуковой образ, воплощенный в модель технического приема - интонации) и только потом «играю».

Такова современная модель исполнения и соответственно цель и задача пианиста - педагога.

Такие занятия приобретают характер творческой деятельности между учителем и учеником.

Творческая деятельность развивает такие личностные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность.

Проблема развития слуховой способности и исполнительского интонирования в первой половине 20 века в фортепианной методике приобрела статус научно - теоретического исследования. Создание Б.В.Асафьевым учения об интонации обозначило качественный рубеж в развитии музыкальной науки.

Вслед за Б.В.Асафьевым научно - теоретические традиции исследования слуха продолжила Т.А.Беркман. Рассматривая данную проблему с психолого - педагогических позиций автор акцентировала внимание на необходимости развития у учеников способности «вслушиваться» в звучание и немедленного исправления недочетов при активном участии слухового контроля.

Теперь «интонирование» надо рассмотреть шире - как инструментальное.

Некоторые аспекты и слагаемые интонирования могут быть использованы в преподавании на других инструментах.

Система воспитания слуха исполнителя включает три главных элемента слухового процесса (так называемая «нейгаузовская формула»):

1.Внутреннее слуховое представление

«Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся должен уже духовно владеть какой - то музыкой, так сказать «хранить ее в своем уме, носить в душе и слышать своим слухом.»

Внутреннее слуховое представление есть результат сложенного взаимодействия многих факторов. Оно зависит от одаренности, культуры, личного вкуса, от чувства и темперамента и т.д.

2.Слуховой контроль

Вопрос о слуховом контроле тесно связан с проблемой становления слуховых представлений. Слышать себя можно лишь в том случае, если знаешь что и в каком виде хочешь услышать.

3.Сопоставление реально звучащего с тем, что было задумано

Этот элемент невозможен, когда нет ясного внутреннего слухового

представления и потому не с чем сравнить реальное звучание; во -вторых, когда исполнитель по тем или иным причинам не слышит свою игру, а значит находится в неведении - «выходит» ли то, что я задумано?

Если выстроить цепочку проблем в работе с учеником, то первое звено - овладение художественным образом, постижение содержания музыки. Второе звено - это техническая работа, совокупность средств, нужных для игры.

На протяжении многих тысяч лет музыка развивалась как искусство в первую очередь, вокально, певческое. С формированием людской речи появились простейшие виды одноголосого песенного искусства даже не в форме мелодии, а в виде небольших интонационных оборотов, из 2-3 звуков. Это были охотничьи сигналы и кличи, пастушеские зовы, победные возгласы охотников и воинов.

Б.В.Асафьев характеризовал термином «интонация» звуковое выражение музыкальной мысли, «музыка отражает действительность через интонацию.

Интонационная осмысленность неотъемлемая черта выразительного исполнения музыкального произведения.

Образ - звук + комплекс технических приемов - фортепианная игра.

Шаги интонирования.

Первым опытом является импровизация на рояле небольших фольклорных и литературных кричалок, считалок, прибауток, загадок, предварительно выученных наизусть. Использовать такие формы, как чтение от имени животных, растений, птиц, насекомых, явлений природы.

Следующий этап развивающий способность ученика передавать смысл музыки - подбор или сочинение подтекстовок для разучиваемых пьес.

Подтекстовки создают предпосылки для воспитания абстрактного мышления, эмоционального переживания обобщенных образов радости, восторга, нежности, печали.

Сюжетно - психологический подтекст.

Благодаря скрытой внутренней программности музыки, будь то пьеса или концертный репертуар звучащее произведение приобретает целостность.

Развитие умения создавать сюжетно - психологические подтексты - важная педагогическая задача. Мир сказок, мифов, легенд, к тому же отображенных в живописи - источник для фантазирования, эффективный метод адаптации философски недетских образов музыки.

Межпредметные связи: метод использования отдельных видов искусства и литературы на практике.

В сонатной форме - использование оперных, театральных, балетных персонажей.

Из практики работы над сонатами Моцарта. В качестве подтекстовки основных разделов и тем (главной, побочной, связующей партий) брались оперные персонажи.

А также использование театральных и балетных персонажей.

Для исполнителей - инструменталистов: жест скрипача, жест дирижера, удар (қағыс) у домбриста - несут в себе образ художественный.

Двигательные, пластические, мышечные, осязательные, дыхательные и прочие представления неотделимы от чисто слухового восприятия выразительности интонации.

В книге С.Фейнберга «Пианизм как искусство» автор говорит о «жесте», сливающемся с целесообразным движением и правильным   приемом звукоизвлечения.

Выводы: Для правильного понимания проблемы интонирования необходимо обратить внимание на вокализацию и подтекстовку исполняемых пьес.

Пропевать звуки при звукоизвлечении обязательное условие. А также, что  касается двигательной сферы, то необходимо «воспитывать» представления осязательные, двигательные, пластические, мышечные, дыхательные у учащихся.

Здесь необходимо уделить в работе педагога над совершенствованием исполнительного мастерства-роли технических  антиципаций. 

Роли технических антиципаций уделено большое внимание в методических    трудах  С. Савшинского,  А. Щапова,   Т. Беркман, О.Шульпякова.

Данная статья  ставит целью привлечь внимание педагогов школ и колледжей к проблеме музыкального интонирования при изучении закономерностей  игры на фортепиано.

 

318 0
НУРМАҒАМБЕТ ТАТЬЯНА АБУСАҒИТҚЫЗЫ, КГУ «Детская музыкальная школа» Учитель по классу фортепиано, педагог-исследователь Костанайская область, город Тобыл № 001710
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: