Поиск статей:
ESI
Рейтинг:
ID: ESI111

КАК РАЗВИВАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ АНАЛИЗА, СИНТЕЗА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КЕЙСА

На сегодняшний день Министерство Образования Казахстана ставит перед собой высокие цели в сфере образования. Планируется вывести образование нашей страны на мировой уровень. Поэтому для достижения данной цели вкладывается не мало сил и средств, создаются не мало условий для профессиональной подготовки кадров и развития данной сферы. Огромное количество педагогов и специалистов сферы образования занимаются исследованиями в направлении повышения уровня образования, анализируют опыт передовых технологий, которые демонстрируют высокие результаты в данной области. 

Для подготовки высоко квалифицированных кадров в сфере образования проводятся различные семинары, курсы. Изучаются и применяются различные методы и формы обучения для улучшения качества учебно-образовательного процесса и повышения интереса к обучению у подрастающего поколения. 

Последние годы для активности обучающихся создаются такие условия, развивающие их способности анализа проблемных ситуаций, проявляющие себя в решении задач требующие неординарного подхода. Умение высказывать свою точку зрения, свои мысли, вносить предложения и идеи, умение выслушивать позицию других людей и аргументировать свою, анализировать и оценивать различные жизненные ситуации. А именно развитие этих навыков требует современное сообщество от специалистов нашего времени.

 Периодично анализируя ежегодный аналитический отчет Внешнего суммативного оценивания у учащихся 10 классов один из основных факторов, негативно повлиявший на результаты учащихся – это недостаточный уровень языковых компетенций, уровень грамотности чтения задания. Для устранения данной причины, в рекомендациях Интеллектуальным школам по предмету «Информатика» было указано, что в ходе планирования и проведения уроков учитывать межпредметную интеграцию и использовать данный аспект для развития навыков решения прикладных задач. При составлении заданий использовать структурированные задания позволяющие проверить теоретический и практический уровень знаний в контексте прикладных задач. Развивать навыки обоснования всех этапов решения, грамотного и последовательного построения цепочки рассуждений и преобразований в ходе доказательств.

              После разбора ежегодного «Аналитического отчета результатов Внешнего суммативного оценивания среди учащихся 10 классов», где описываются задачи по навыку «Применение и анализ, были отмечены аспекты оценивания: 

• способности учащихся анализировать и классифицировать выбор оптимальных путей решения,

 • умения учащихся моделировать ситуации из реальной жизни

• распознавать и представлять информацию в различных форматах, 

• описывать и объяснять результаты вычислительной обработки данных в диапазоне реальных приложений, 

• объяснять систематическую разработку высококачественных решений, задач и методик, подходящих для внедрения таких решений.

          Для развития таких навыков высокого порядка среди большинства методов обучения является метод кейсов. В связи с этим было принято решение на исследовании выше указанной технологии и применении его в практике. С целью изучения и анализа данного метода возникла необходимость в ознакомлении научно-педагогической литературы специалистов мировой практики и специалистов на уровне АОО НИШ.

 Актуальность проблемы: метод CASE, очень популярен на западе и имеет более чем 20- летнию историю. Этот метод изучения экономики был предложен в Гарвардском университете в Америке и в последнее время нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, математики и других наук. 

 Цель исследования: Целью настоящего исследования является совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них. 

Вопросы исследования: 

1. Какие учебные ресурсы могут быть полезны для синтеза и развития исследовательских навыков на уроках информатики в соответствии с их учебным процессом?

 2. Какое влияние может оказать кейс-метод на результаты оценки?

 3. В каких направлениях работают три класса кейсов: практический, обучающий, научноисследовательский и какой из них более эффективен для подготовки учащихся 10 классов при подготовке к МЭСК? 

Обзор литературы

 Изучая научно-педагогическую литературу коллег ближнего и дальнего зарубежья, была выявлена значимость применения метода кейса в современной системе образования. Технология кейса позволяет развить у студентов языковые компетенции и повышает уровень анализа, синтеза, интерпретации при обсуждении и дискуссии определенной ситуации. 

            Ann Velenchik (2018) в своей работе отметил, что «… метод case объединяет два элемента: сам случай и обсуждение этого случая. Тематические дискуссии приносят энергию и волнение в классную комнату, предоставляя студентам возможность работать с различными фактами и улучшая их способность применять словарный запас, теорию и методы». 

            Виневская, А.В. в «Практикуме для учителей и студентов. Метод кейсов в педагогике» (2015) обозначил, что «…Case-study - одна из новых высокоэффективных технологий обучения, подразумевающая работу с проблемными ситуациями на основе фактов из реальной жизни, чего так часто не хватает для понимания ученикам на уроках.» 

         Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов. Учебно-методическое пособие. (2013) подчеркнул, «…что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений…»

            Bruner (1991) утверждает, что метод case: «…Эффективен: он использует активное обучение, включает в себя самораскрытие, где учитель выступает в качестве посредника. Создает способность к критическому мышлению… Моделирует процесс индуктивного обучения из опыта: он полезен для продвижения обучения на протяжении всей жизни…»

 Сбор и анализ данных

          Перенимая педагогический опыт коллег по сбору данных, было принято решение провести анкетирование среди учащихся 10 классов по выявлению предпочтительной формы обучения для усвоения учебного материала и повышения уровня знаний. После анкетирования было раскрыто, что большинство учащихся более комфортно выполнять работу в группе, проводить обсуждения поставленной задачи и, дискутируя в команде принимать единое решение проблемы. 

Используя метод кейсов в течении учебного года проводился анализ показателей результатов пробных экзаменов Внешнего и Внутреннего суммативного оценивания. По результатам студентов наблюдался увеличение роста показателей в процентном соотношении. По ответам учащихся Внутреннего СО, а особенно, при выполнении структурированных (многоэтапных) заданий взятые из жизни студенты представляли более подробную информацию по теме вопроса, что означает повышение навыка анализа и синтеза при решении жизненно-ситуационных задач.

             По показателям аналитического отчета Внешнего СО среди 10 классов за 2017-2018 учебный год среди НИШ РК максимальная доля учащихся, получивших средний балл в городе Кызылорда 70,1%. А в 2018-2019 учебном году среди 21 НИШ РК показатель вырос до 93,33%. Качество знаний по итогам СО и в течении уч. года по предмету «Информатика» за 2018-2019 уч.год учащиеся 10 классов добились 100%. НИШ ХБН г. Кызылорда по Информатике занимает в рейтинге 1 место. 

        Ниже представлены процентные показатели результатов пробного Внешнего СО учащихся 10 классов проходившие в течение 2018-2019 уч.года подготовку к МЭСК. 

        Исследуя литературу, анализируя опыт коллег ближнего и дальнего зарубежья применяя метод кейсов своей практике можно подвести итоги, что метод кейсов позволяет повысить уровень образовательного процесса. В результате использования метода у учащихся развивается уровень критического мышления. Студенты учатся строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем, рассматривать разные точки зрения по заданному вопросу, искать причины возникновения   проблемы и возможные пути решения, выделять главное при представлении своей точки зрения, приводить примеры, находить аргументы и контраргументы, использовать различные речевые и визуальные средства для дискуссии и аргументации своей позиции. 

Заключение 

            Кейс – это не просто умелый рассказ и не просто описание определенных событий на оптимальном количестве страниц. Как уже отмечалось, это, прежде всего, педагогический инструмент, который используется для достижения определенных учебных целей [2]. 

           Следует отметить, что кейс-метод при высокой результативности является достаточно трудоемкой технологией обучения, требующей значительных затрат времени для подготовки и применения и высокого профессионализма преподавательского состава. С одной стороны, активное обучение дает ученикам реальный опыт работы с фактическими проблемами и помогает приобрести навыки проблемного анализа, прогнозирования и планирования. 

          В результате занятия практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейстехнологий, их подготовки и проведения. 

 

Используемые литературы

 

1. Аканов А.А, Хамзина Н.К, Ахметов В.И. и др. КазНМУ: на пути инновационных преобразований. – Алматы, 2010. 

2. Аргунова Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе. 

3. Barnes L. B., Chistensen C. R., Hansen A. J. Teaching and the case method – Instructor’s Guide. - Harvard Business School Press. - 412 pp. 

4. Baxter, P and Jack, S. (2008) Qualitative Case Study Methodology: Study design and implementation for novice researchers, in The Qualitative Report, 13(4): 544-559 

5. Case Study Handbook: How to Read, Discuss, and Write Persuasively About Cases (Paperback) William Ellet, Harvard Business Press Books, 2007. – 256p, PN 1584-PBK-ENG. 

6. Choreographing a Case Class V. Kasturi Rangan, Apr 19, 1996. (Режим электронного доступа http://cb.hbsp.harvard.edu/cb/product/595074-PDF-ENG, платный

7. Yin R.K. Case Study Research: Design and Methods Third Edition (Applied Social Research Methods). – Sage Publications, 2002. – 200 pp. ISBN-13: 978-0761925538. 

8. Источник: https://intellect.icu/kejs-metod-kejs-tekhnologiya-case-study-3629 

9. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов // Вестник СанктПетербургского университета. Серия: Менеджмент. - 2005. - Вып. 2. С. 169-194. 

10.Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг. 1999. № 5. С. 113-120; № 6. С. 117-123. 

 

215 0
ГУЛЬМИРА БАКУЛОВА, ЭЛЬМИРА КАЛИЕВА, учителя информатики Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления города Кызылорда Ұлы дала ұстазы № 000050
Оставить комментарий

Подтвердите что вы не робот - [] *: